+7 962 285 13 55
редакция
222 742
реклама
counter

«Он человек мира, и мы счастливы, что он у нас был»: в Амурском театре драмы прошел вечер памяти режиссера и драматурга Игоря Афанасьева

19 марта, 17:35
703
0
Он человек мира и мы счастливы что он у нас был в Амурском театре драмы прошел вечер памяти режиссера и драматурга Игоря Афанасьева

Вечер памяти режиссера Игоря Афанасьева, который ушел из жизни 1 марта, провели в Амурском театре драмы. Вспомнить любимого и талантливого режиссера, драматурга и друга собрались актеры театра и друзья семьи Игоря Яковлевича. Прощание Мастера с Родиной организовала его супруга Яна Стародуб-Афанасьева.

В этот вечер в театре давали «Ночь перед Рождеством» – этот спектакль по повести Николая Гоголя Игорь Афанасьев поставил на сцене Амурского драматического в 2011 году, и до сих пор он с успехом идет на амурской сцене. По словам экс-директора театра Татьяны Бединой, «так поставить этот спектакль мог только режиссер, который хорошо знал и любил Украину».

Перед началом спектакля на сцену вышел заслуженный артист России Роберт Салахов в образе Гоголя.

«Спектакль, который вы сейчас увидите, поставил известный режиссёр, драматург, писатель, заслуженный деятель искусств Украины Игорь Афанасьев. 1 марта он ушел из жизни, и это утрата не только для нашего театра, но и для всего театрального мира. Он автор 40 пьес, поставленных в театрах России, Украины, Белоруссии, Польши, Словакии, Израиля, США, автор 4 изданных романов и киноповестей, автор сценариев к 7 кинофильмам. Как режиссер Игорь Афанасьев поставил более 80 спектаклей в 8 странах мира, и 11 из них – на сцене Амурского театра драмы. Он любил и ценил нашу труппу, и эта любовь была взаимной. Сегодняшний спектакль мы посвящаем нашему Мастеру – Игорю Яковлевичу Афанасьеву», – эти слова предшествовали началу спектакля.

«Сегодня, несмотря на печальный повод, душа радовалась, когда со сцены нашего театра звучали украинские песни, когда Вакула на черте летел в Санкт-Петербург за черевичками для своей красивой Оксаны, когда хитрющая Солоха по мешкам прятала мужчин... Игорь Афанасьев оставил нам то, что продолжает жить, что наполняет нас хорошим. Наверное, это лучшее, что может сделать человек в своей жизни», – высказались зрители спектакля.

«Игорю Яковлевичу Афанасьеву браво!» – прозвучало со сцены во время поклонов. Зрительный зал аплодировал стоя.

В западном фойе театра организовали выставку памяти Игоря Афанасьева: на ней можно было увидеть фотографии со всех спектаклей режиссера, реквизит, костюмы.

Там же после спектакля состоялся вечер памяти режиссера, собравший друзей, коллег и поклонников Мастера. Каждого гостя вечера на тарелке ждал свой «афонизм» – «афоризм, придуманный Афанасьевым», их Игорь Яковлевич записывал много лет. Артистку Екатерину Гордейчик афонизмы вдохновили на целую ручную работу: она вышила один из «афонизмов» и подарила на следующий день семье Игоря Афанасьева: «#афонизм: Великими не рождаются – великими умирают».

В числе приглашенных гостей была заместитель председателя заксобрания Амурской области Валентина Калита. Когда Игорь Афанасьев впервые приехал в Благовещенск в 2010 году, она занимала должность заместителя мэра города и стала тем самым человеком, который познакомил его с директором Амурского театра Татьяной Бединой и пригласил режиссера вернуться в Приамурье.

«Я ему тогда, в 2010-м году, сказала: "Вы первые шаги сделали здесь, первые слова произнесли здесь, и вы проехали полмира, чтобы вернуться сюда… Наверное, неслучайно?" Игорь Яковлевич – человек, который быстро принимал решения. И это большое счастье, что он принял решение вернуться в Россию. Что он успел сделать для нашего театра, для нашей культуры. Это большое счастье, когда хотя бы рядом с тобой проходит такой человек. Спасибо ему за невероятный талант. За тот яркий след, который он оставил в наших душах своими спектаклями, делами, мыслями. Спасибо ему за то, что он был в наших жизнях. За то, что он наш, амурский», – поделилась Валентина Калита.

Решение переехать в Россию изменило жизнь Игоря Яковлевича, в которой начался поистине новый этап – и в творчестве, и в личной жизни. Игорь Афанасьев был полон планов и задумок, и большинство его проектов приобретали всероссийский и международный масштаб. Последней работой Игоря Афанасьева стала пьеса «Эдит Пиаф. Гимн любви» (2022), которая получила грант Президентского фонда культурных инициатив, а поставленный Игорем Яковлевичем спектакль по версии «Комсомольской правды» вошел в топ-10 самых посещаемых и обсуждаемых спектаклей Москвы. Ранее пьеса Игоря Афанасьева «Запретный плод» (2018) получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а спектакль был удостоен трех государственных грантов и объездил 35 российских городов – от Южно-Сахалинска до Калининграда – и до сих пор находится в постоянном репертуаре Московского театра РОСТА под руководством Нонны Гришаевой.

В своем послании руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Легойда отметил: «Игорь Афанасьев – удивительный: одновременно задорный и глубокий, стремительный и неспешный, если надо; тонкий и понимающий разных и разное… Таким был и таким всегда останется в наших сердцах. Я благодарен Богу, что мы имели возможность творческого взаимодействия с Игорем Яковлевичем по замечательной пьесе «Запретный плод». Это очень сильное творческое высказывание Игоря Афанасьева, проникающее в самое сердце зрителя. Счастье, что этот спектакль объездил всю Россию».

Помимо Владимира Легойды, соболезнования в связи с кончиной Игоря Афанасьева высказали народные артисты России Максим Дунаевский, Геннадий Хазанов, Владимир Бортко, Ольга Богданова, Артем Каминский; заслуженные артисты России Нонна Гришаева, Галина Петрова, Олег Исаев, артист и телеведущий Тимур Еремеев, артисты Театра Российской армии, Московского театра РОСТА в Царицыно, Московского театра на Малой Ордынке, театра Романа Виктюка, МХАТ им. Горького и других театров.

«1 марта он должен был начать ставить в московском театре на Малой Ордынке мюзикл про Чарли Чаплина со звездным составом, параллельно должен был репетировать две постановки – в театре Российской армии и в театре Нонны Гришаевой, и должны были начаться съемки кино… Но 1 марта случилось то, что случилось, – рассказала Яна Стародуб-Афанасьева. – И, несмотря на грандиозные планы в Москве, в его сердце всегда был Благовещенск. Летом 2023 года он по приглашению правительства Амурской области приезжал на форум, где представил проект создания в Благовещенске первой на Дальнем Востоке киностудии и «Гайдай-парка». У них с мэром Благовещенска Олегом Имамеевым были далеко идущие планы, и вчера мы встречались с Олегом Гатаулловичем, чтобы обсудить, как мы сможем претворить задуманное в жизнь».

…Возле сцены находилось длинное вешало со множеством костюмов и предметов из спектаклей Игоря Афанасьева. Артисты, которые принимали участие в отрывках из его спектаклей, накидывали на себя элементы костюмов и моментально перевоплощались в своих героев.

Этот режиссерский ход Игорь Афанасьев взял за основу театральной ассамблеи «Петр Первый. Из плоти и крови», которую поставил на амурской сцене летом 2022 года. Пьеса стала победителем международного конкурса «Автора на сцену» и получила от Министерства культуры РФ на постановку миллион рублей, который Игорь Яковлевич привез в Амурский театр. «Ассамблея» стала последней работой Игоря Афанасьева на амурской сцене.

Участники вечера памяти играли отрывки из спектаклей, говорили теплые слова в память о Мастере, смотрели фото и видео совместных репетиций, гастролей, легендарной поездки в США, с которой начался роман режиссера с Амурским театром.

За фортепиано весь вечер находился Игорь Кравченко, с гитарой – Дмитрий Гаврилюк. Артисты театра и вокалисты исполняли песни, автором которых был Игорь Афанасьев, и песни, которые он особенно любил. Первая из них – «Арго» – по словам близких людей, сопровождала Игоря Яковлевича последние два месяца жизни: уже находясь в тяжелом состоянии, он слушал ее в режиме нон-стоп и именно ее сам наигрывал на фортепиано.

Некоторые песни звучали на украинском языке, таком же родном для Игоря Афанасьева, как и русский: в Украине, куда родители увезли его из Амурской области в возрасте 3 лет, он провел большую часть своей жизни. Одну из любимых песен Игоря Яковлевича – «Ніч яка місячна» («Ночь какая лунная») – исполнила экс-руководитель Амурского союза женщин Жаккелина Орлова, которая долгие годы жила в Украине. И исполнила очень трогательно и нежно, отметили зрители.

Подпевала Жаккелине Эдуардовне ее внучка Софья Белокопытова – она обучалась в Мастерской режиссуры Игоря Афанасьева на театральном фестивале «Территория детства». Как отметила Софья: «То, что мы получили от Игоря Яковлевича за несколько дней работы Мастерской, мы не получили за многие годы обучения в самых разных заведениях и вряд ли получим когда-нибудь где-нибудь. Это бесценно, это секреты мастерства по-настоящему большого, талантливейшего, великого человека, профессионала».

Несмотря на печальный повод, вечер памяти Игоря Афанасьева получился вдохновенным и атмосферным. Таким и был театр Игоря Афанасьева, и сам он всегда говорил: «Мой театр должен вызывать смех и слезы и давать людям надежду на праздник». Так и было в тот вечер.

«Воспоминания об Игоре Яковлевиче навсегда останутся в сердце. Мы очень благодарны ему за то, что он сделал для нашего театра», – поделилась заслуженная артистка Амурской области Марина Щекина.

«Я счастлива, что работала с ним, что говорила ему хорошие слова, что готовила ему чай… Он неожиданно ворвался в нашу жизнь и так же неожиданно исчез… Он человек мира, и мы счастливы, что он у нас был. Светлая память большому человеку», – со слезами произнесла прощальные слова народная артистка России Анна Лаптева.

Эта любовь между актерами и режиссером была взаимной, подчеркнула супруга Игоря Афанасьева.

«Находясь в разных городах и странах, он всегда говорил, что есть такой город Благовещенск, и там совершенно потрясающий театр. Всегда и везде он это говорил, и я очень рада и благодарна этому дому, всем вам, за то, что прощание с Родиной Игоря Афанасьева проходит в стенах нашего любимого Амурского театра драмы. Спасибо вам».

«Этот вечер разбудил во мне множество воспоминаний. Игорь Афанасьев был многогранным деятелем искусства. Не боялся экспериментов на сцене. Актёры драматического театра снова вжились в образы, которые воплощали на сцене больше десяти лет назад. Эти фрагменты очень тронули сердце, и вспомнились спектакли, которые очень хотелось бы видеть вновь. Например, «Мадама, или Сага о восточном Париже» очень актуальна именно для нашего города, из которого родом жительница Харбина Тамара Селигеева. И этот спектакль очень хотелось бы снова видеть на сцене нашего театра драмы. На вечере памяти говорили, что благовещенцы по сей день спрашивают, как попасть на этот спектакль и не будет ли он случайно восстановлен», – поделилась журналист Татьяна Удалова.

Самую последнюю песню этого вечера – «Как молоды мы были» Александра Градского – вместе с артистами Юрием Роголевым, Робертом Салаховым, Юрием Егоровым, Мариной Щекиной и вокалистом Дмитрием Хмарой пел уже весь зал. На экране сменяли друг друга портреты Игоря Афанасьева, которому все участники вечера аплодировали стоя. Так проводили режиссера Игоря Афанасьева в Благовещенске.

…Окончательное прощание с Игорем Афанасьевым еще не состоялось: это произойдет в конце марта. За несколько месяцев до смерти Игорь Афанасьев оставил документ-распоряжение, в котором было сказано: кремировать тело, прах развеять над водной гладью и ни при каких обстоятельствах не оставлять захоронений. Прах Игоря Афанасьева будет развеян в конце марта над Черным морем – морем, которое связывает две его любимые страны – Россию и Украину.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.