+7 962 285 13 55
редакция
222 742
реклама
counter

«Искусство Бурятии» глазами экскурсовода: Евгения Зотова уводит посетителей подальше от картин за дзеном

20 июля 2022, 09:24
335
0
Искусство Бурятии глазами экскурсовода Евгения Зотова уводит посетителей подальше от картин за дзеном

Знаете ли вы, что существует отдельный вид народного промысла - плетение из конского волоса, благодаря которому в бурятском театре висит чудо-занавес весом в тонну? Или что в бурятском Забайкалье есть волшебный чай - саган дайля, который мигом приводит в тонус? А еще про бурятских «Рериха» и «Климта», «Шаляпина», 1000-летний эпос «Гэсэр», про буузы в 33 защипа, как на одеянии далай-ламы? Об этом и не только рассказывают на выставке «Искусство Бурятии» в выставочном зале Благовещенска. Экскурсовод Евгения Зотова поделилась культурными «ключиками», которые позволяют понять дух великого народа и почувствовать себя туристом через искусство.

- Евгения, добрый день. Выставка проходит в рамках XII Международного фестиваля «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства» уже 1,5 месяца…

- Здравствуйте, да, все так. У нас сейчас более 80 экспонатов из фондов Национального музея Республики Бурятия. Это графика, картины, скульптура и многое другое. Я надеюсь, это начало большого сотрудничества между большими институциями - Амурским областным краеведческом музеем и Национальным музеем Республики Бурятия. Каждая работа, каждый экспонат - это лучшее в своем роде произведение искусства, созданное академическими художниками, выпускниками ведущих художественных вузов страны. Благодаря этой выставке мы можем, не выезжая из Благовещенска, оказаться если не на берегу Байкала, то неподалеку от Улан-Удэ точно!

- Думается, что, как хороший спектакль, экскурсии со временем обрели форму, ритм и сейчас уже можно рассказать, чем вы привлекаете посетителей.

- Обрели форму, да. И ритм, потому что экскурсии - это живое действо с абсолютной обратной связью «человек-человек». Каждая экскурсия - да поддержит меня любой музейный специалист или туристический гид - это уникальная история, а не заученный какой-то текст. И я каждый раз черпаю что-то новое, да оно само приходит, потому что я на этой волне. И это уже такие «ключики» или «крючочки» в виде деталей, которые непременно остаются в памяти и держат на себе остальную информацию. В этой выставке есть и личные «якоря» как ни странно, связаны они с моим детством и с… музыкой.

К примеру, одна из, на первый взгляд, простых, но необыкновенно солнечных работ называется «Городской мотив» - это городская улица 1964 года, картина Садыкова. Улица в Улан-Удэ, проспект Ленина, возле Оперного театра. Теперь эту неузкую дорогу снова перекрывает Триумфальная арка. Как и наша, и владивостокская, она в Верхнеудинске (тогда так назывался Улан-Удэ) была построена к визиту цесаревича на Дальний Восток. Примерно в одно время арки были разрушены и восстановлены.

А вот в том театре, замечу, долгое время первом и единственном за Уралом оперном, пел народный артист СССР бас Лхасаран Линховоин. Он спустя многие годы после смерти, до сих пор, является лучшим исполнителем партии хана Кончака в опере Бородина «Князь Игорь». Это та, где половецкие девушки поют популярный одно время рингтон «Улетай на крылья ветра»… Так вот. Бурятский оперный в 1976 году целый месяц с гастролями был в Благовещенске. Да-да! И моя тетя повела меня, будущую второклассницу, на него посмотреть. Так посчастливилось благодаря ей и оперу «Князь Игорь» с исполином Линховоином посмотреть, и в «Севильском цирюльнике» его услышать. Запомнить еще тогда его имя и густой шаляпинский бас. И все это в ДОСА. Смотрите, сколько гиперссылок с якорями в Благовещенске!

- У вас уникальные гобелены из конского волоса, такого в Благовещенск никто не привозил.

- Да! Есть расхожее мнение, что гобелены - это такие плотные тканые полотна, которыми были украшены, задрапированы стены в королевских дворцах Франции с XII века, и позже во дворцах у знати. А здесь - гобелены из конского волоса, этническая технология кочевников.

- Очень интересно, как это устроено!

- Как рассказывали нам музейщики, сначала волосы сплетают в нить: берется волос из хвоста и гривы, это толстые пряди, разумеется. Если внимательно присмотреться, можно догадаться: нить получается 2-3 миллиметра, такой скрученный жгутик. По технике видно, что плетение напоминает вязание. И ткачество ручное, хоть и с использованием ткацкого станка. Конский волос - жесткий и грубый материал, говорят, он не уступает стальной проволоке по прочности. Работа невероятно трудоемкая, из-за жесткости и колкости материал буквально «съедает» пальцы.

Создается эскиз. рисунок соблюдается цветным волосом, но его не красят, а берется волос от лошадей разных мастей. Особенно ценятся волосы светлых тонов, белые. Конский волос придает работам задуманную объемность из-за своего блеска. Самая известная в мире работа из конского волоса - занавес в Бурятском драматическом театре имени Хоца Намсараева. Он был заказан к открытию этого единственного в мире бурятского театра. Созвали нескольких мастериц со всей республики и соткали его. Площадь занавеса - более 100 метров, а весит уникальное полотно почти тонну.

- Невероятное произведение, наверняка на него приходят посмотреть. У нас представлен интерьерный гобелен?

- Да, но работы тоже имеют большой вес. У нас 4 гобелена, все сюжетные. Два полотна: «Як» - с тропой к горам, второй - пейзажный гобелен с юртой и дацаном в горах. И две инсталляции:«Дождь желаний» - так называемый «ловец снов», который то ли притягивает, то ли напротив отгоняет беспокойные сны, и жанровая сценка «Мелодия дождя», где девушка управляет облаками, словно играя на арфе. Тут я сделаю паузу - представьте себе образ. Последняя инсталляция обнажает технологию плетения - здесь как раз видны основа, уток, принцип ткачества показан очень наглядно.

- В работах с этническими мотивами всегда привлекает сочетание древних верований и технологических первооснов, которые положены на профессиональную базу.

- Конечно. Работы на выставке «Искусство Бурятии» именно такие. Дело в том, что к 30-м годам в молодой советской Бурят-Монгольской АССР уже был сформирован Союз художников, представьте! У его истоков, в числе еще восьмерых художников, стоял Цыренжап Сампилович Сампилов. У нас, кстати, представлены два его графических листа 1940-1944 годов. Практически сразу молодых творцов целенаправленно стали посылать на учебу в художественные вузы в Москву - в Строгановку, в Суриковский институт, и Ленинград - в Репинский, Мухинское училище, в Таллинскую академию графики. В то же время и позже к этим учебным заведениям присоединились те, что поближе – Иркутское художественное училище, Красноярский художественный и Дальневосточный государственный институт искусств, Хабаровский педагогический. Профессиональная база, весь арсенал выразительных средств, техника, владение разными стилистическими приемами.

Им под силу стало всё. От скульптур тотемных животных того или иного бурятского рода, как, например, Буртэ-шоно скульптора Базарова. Шоно – волк. Как тотем рода он защищает и передает такие качества, как доблесть, отвага, смелость, он защитник, не нападает. Буквально рядом с ним графические листы Чингиза Шенхорова, одного из академиков. Только сам Чингиз подписал свои листы как Шонхоров. По словам руководителя отдела хранения музейных ценностей Татьяны Алексеевой, этот волк и есть тотем рода Шонхоровых. Правда, интересно? А какой тотем у ваше рода, кстати?

- Кстати, вопрос!

- Помимо разных скульптур, выставлена чеканка - ручная работа, безумно ювелирной точности; амуниция, бурятские ножи, предметы обихода кочевника - кисет, трубка, огниво, шкатулка с резьбой по кости.

- Немного, но есть современная живопись и скульптура, взять хотя бы интерпретацию ветхозаветной истории про Адама и Еву…

- О, это отдельная история, мы всегда останавливаемся у этой работы. Потому что у многих совершенно прямолинейные вопросы, ответы на которые сами не всегда хотят найти. Или хотя бы увидеть…А у автора на самом деле просто другое мнение, другое прочтение… Буддистский взгляд на христианский Ветхий завет, на сотворение мира… Привлекает внимание натюрморт выпускника хабаровского пединститута Василия Богомазова «Два самовара» - оммаж русскому авангарду, легкой стилистике кубизма. Это я очень люблю, и Бурятия - это все очень разное, такая, знаете, смесь. И самовары тоже. Наскальная живопись, петроглифы есть в одной из линогравюр Евгения Болсобоева, выпускника нашего владивостокского института искусств. Три горных пейзажа - «Снежные вершины Баргузина» Дугарова, «Тункинские горы» Шенхорова и «Долина Селенги» Казанского - буквально отсылают нас к тибетским и гималайским пейзажам ученого философа, художника Николая Карловича Рериха, с которым в 20-е годы прошлого века общался основоположник бурятской художественной школы Цыренжап Сампилов… Вот как тут не связать преемственность школ и поколений… Скульптура, ковка, гравюры, акварель - все это обрушивается на посетителей. И да, надо отойти, посмотреть эти работы и издалека, и вблизи. А еще отметить, какая красочка, что подчеркивает и что в это заложил художник… А еще о самом мастере интересные биографические подробности… Люди уходят из нашего выставочного зала одухотворенные, они уже по-другому смотрят на вещи, это какое-то новое знание, новый навык общения с искусством.

- Да-да, а еще и бурятский Климт!

- И это замечают многие посетители! Слышу это периодически: «я где-то видел такую картину, только золотую, желтенькую», я показываю в смартфоне и добавляю: «у Климта «Поцелуй». Просто цветовой спектр иной. На самом деле, сюжет у Бальжинимы Доржиева - это бурятская невеста, хотя работа называется «Девушка в национальном костюме». Но мы нашли фото невесты в свадебном наряде, такая же вот аутентичная девушка в подвесках и таком же национальном костюме.

Продолжатель династии Доржиевых – Зорикто, наряду со скульптором-ювелиром Даши Намдаковым и ювелиром-оружейником Жигжитом Баясхалановым входит в топ самых известных в мире, дорогих современных художников. В Выставочном зале представлена его работа «Дангина», в переводе – «красавица». Картина – магнит, в реминисценции - практически бурят-монгольская Джоконда. Эти работы - своеобразные бренды совриска Бурятии, там их можно увидеть на сувенирной продукции - на керамических тарелках, в различных принтах…

Жигжит Баясхаланов – автор, создающий эксклюзивные художественные ножи в национальном стиле, а также скульптуры, в которых заложен глубокий смысл. У него, по сути, малые ювелирные формы. Одна из них – инсталляция «Единство» – это нож в виде всадника из посеребренной дамасской стали с ножнами и подставкой из итальянского мрамора - произведение искусства. Сам молодой художник недавно поступил в Венецианскую академию, чтобы продолжать совершенствовать свое мастерство.

- Ваши экскурсии очень прогрессивны, потому что они живые. Взять хотя бы кулинарные мастер-классы, которые наделали шуму в Благовещенске.

- Пока особенного шума как раз не было. Да, был небольшой ажиотаж. Традиционно в пространстве Выставочного зала проходят художественные мастер-классы в разных техниках и мастер-классы по гончарному искусству.

В рамках этой выставки были и еще идут занятия по бурятскому орнаменту, забайкальскому пейзажу, этническим мотивам, по керамике. Их проводят наши художники – заведующая Выставочным залом Анна Максименко и экспозиционер Виолетта Ковех.

Чтобы знакомство с искусством Бурятии не ограничивалось только осмотром выставки, подумали, что еще можно представить. Так, прошел поэтический вечер, подготовленный нашими соседями, областной библиотекой, где актеры драмтеатра – кстати, заслуженная артистка Амурской области Елена Грачева, заслуженный артист России Роберт Салахов и, кстати, заслуженный артист Республики Бурятия, заслуженный артист России Юрий Роголев читали стихи бурятских поэтов. Мы слушали бурятскую народную музыку - песни и гимн – на виниле, из фондов библиотеки. Подготовлен ряд лекций.

- Но ведь буузный ажиотаж был, не зря пришлось делать второй мастер-класс!

- Мысль о дегустации буузов ко мне пришла еще до того, как выставка сюда приехала. И потом сам собой разрешился вопрос: а не сделать ли нам мастер-класс по их приготовлению и дегустацию? Конечно, сделать! Осталось понять, как. Я знала, что бурятские кафе в Благовещенске закрылись, но точно знала и то, что есть производители полуфабрикатов, которые лепят не только пельмени-вареники-манты-хинкали, но и позы, как по-русски называют буузы. Пока я договаривалась с одним из них, лучших в Благе, мне позвонили друзья и дали телефон настоящих этнических бурят, у которых, оказалось, тоже есть небольшое кафе, о котором я просто не знала, и которые не просто слепят, но и покажут, и расскажут, и научат делать все складочки и дырочки, и сварят на пару в буузоварке, как положено, и научат, как правильно есть! Ух!

Так к нам пришли Алена Гладких и ее супруг Николай. Они несколько лет назад приехали из Бурятии и теперь вместе с традиционным буддистским отношением к жизни, транслируют это искусство - я по-другому не скажу. Все участники мастер-класса хотели научиться тесто катать, лепить, тем более что это отдельная философия: по одной версии, отверстие в буузах - это как верхнее отверстие в юрте, для общения с небом, а 33 защипа - это по числу складок на одежде ламы. Мясо для буузов закупают в Бурятии. Оказывается, наше амурское более переувлажненное, без ярко выраженного вкуса и для настоящих, аутентичных буузов не подходит. Так что все, кто пришел, их как раз попробовать и смогли.

У нас тут звучала фоном бурятская музыка, на экране - показ видеоанимации, «оживших» картин, которых нет на выставке. Вся атмосфера была пронизана философией созерцания, взаимопроникновения человека и природы.

Алена сделала и принесла боовы, мне эти вкусные стряпушки по форме напоминают хворост. Только наш хворост тонкий, а бурятские боовы более плотные, «сдобные», но тоже очень вкусные! Из Бурятии они привезли плиточный чай Саган-Дайля. Это вечнозеленое растение из семейства рододендронов, которое веками использовали жители Бурятии, Монголии и Тибета в лечебных и духовных практиках. Чай Саган Дайля- сильный природный энергетик с нотами хвои, барбариса, яблок и полыни. Николай варил бурятский чай на молоке. Очень вкусно! Амтатай, по-бурятски!

- К вам приходит много детей, и вы говорите, что в детстве ходили на Лхасарана Линховоина, когда он приезжал в Благовещенск. И очень благодарны своей тете за это. Почему надо водить детей на такие выставки, концерты и как правильно это делать?

- Детей надо водить на выставки и концерты, заведомо зная, что они мало что поймут. Надо сначала обращать внимание на очевидное - краски, образы, потом на художественные приемы. Обязательно беседовать, спрашивать экскурсовода. Надо дать возможность посмотреть скульптуры. Вот есть потрясающая одна - бронза, литье, основа - поделочный камень змеевик. На траве - лошадь, дедушка держит ее под уздцы, сверху сидит внучек. И все трое смотрят в небо и широко улыбаются, даже лошадь во все зубы. Знаете, как называется скульптура? «Жаворонок». Да. Так развивается образное мышление. Могли же называть «Дедушка и внучек», «Скульптурная группа с лошадью»? Могли, но нет… Повсюду дзэн. Так нарабатывается насмотренность. Термин, зашедший в обиход искусствоведов не так давно и объясняющий многое – например, алгоритмы избыточного или недостаточного восприятия искусства, особенно «непонятного» современного или напротив, аутентичных артефактов древности…

Тут один тысячелетний эпос «Гэсэр» чего стоит! Но это уже другая история. Приходите, будет полное погружение, и с этой выставки вы уйдете, смотря на мир другими глазами. Я бы назвала это путешествием под облаками - поймаете свободный ветер, дзэн, почувствуете вкус к жизни и захотите чего-то нового.

Как сообщал Amur.life, выставка «Искусство Бурятии» из фондов Национального музея Республики Бурятия и различные мероприятия продлятся по 7 августа. В современном городском арт-пространстве представлено более 80 произведений. Выставка включает в себя работы разных видов изобразительного искусства второй половины ХХ - начала ХХI века, выполненные 40 художниками, в их числе Даши Дугаров, Александр Казанский, Геннадий Васильев, Солбон Ринчинов, Александра Сахаровская, Алла Цыбикова, Владимир Поспелов.

Прочным фундаментом для формирования современного бурятского изобразительного искусства стало творчество известных мастеров, которые работают в реалиях сегодняшнего времени - Бальжинимы и Зорикто Доржиевых, Жигжита Баясхаланова, Чингиза Шенхорова, Баясхалана Лыксокова, Евгения Болсобоева, Виктории Рабжаевой, Александры Дугаровой и других.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.