counter

От «Офицеров» до «Перл-Харбора»: в прокат вышла картина о гибели в Сирии военного летчика, служившего в Приамурье

20 ноября, 11:05
765
0
От Офицеров до ПерлХарбора в прокат вышла картина о гибели в Сирии военного летчика служившего в Приамурье
Фото: скриншот видео

В России вышла в прокат кинокартина «Небо». Фильм рассказывает о событиях 2015 года, когда в Сирии был сбит российский военный самолет, выполнявший боевое задание. Тогда погиб подполковник Олег Пешков. Когда его самолет сбили, летчик успел катапультироваться, но с земли по нему открыли огонь боевики, и Пешков погиб еще в воздухе. Он стал первым офицером, получившим посмертно звезду Героя России в Сирии. В 90-е годы на протяжении семи лет Олег Пешков служил на аэродроме Возжаевка Белогорского района. Посмотреть фильм об этих событиях можно уже и в кинотеатрах амурской столицы. Благовещенский кинолюбитель Клим Васильев сходил в кино и поделился с Amur.life своими впечатлениями от увиденного на большом экране.

Свежей премьере российского кинопрома – фильму «Небо» – можно заочно выдать плюс за то, что его авторы вышли из бесконечной череды фильмов о победах далекого прошлого (военных, спортивных, космических), которые как бы подменяют сегодняшнюю реальность. Нашли все-таки современную героическую историю.

Картина рассказывает о широко известном случае в Сирии в 2015 году, когда турецкий истребитель сбил российский боевой самолет. Один летчик спасся, второй – Олег Пешков – погиб. Последний, кстати, в 90-е годы служил в Амурской области.

Фильм снят «по мотивам реальных событий». Поэтому вместо Пешкова главный герой фильма – подполковник Олег Анатольевич Сошников 45-ти лет, женат, двое детей.

История сложная, имеющая целый ряд взаимоисключающих трактовок, поэтому вряд ли кто-нибудь из нас способен оценить, насколько события показаны точно, а насколько «по мотивам». Поэтому, заходя в зал, я загодя решил отмести оценку достоверности событий, вообще отойти от политического подтекста и изучать только историю.

Увы, это было трудно сделать. Потому что экран еще оставался черным, а зрителям уже все рассказали текстом. Сразу были раскрыты не только спойлеры, но и дана оценка событий. Нам объяснили, как реагировать на всю историю, кого любить, кого ненавидеть. Конечно, и так понятно, за кого нужно болеть в подобных фильмах. Но ведь зритель мог сам прийти к нужным выводам под воздействием киноязыка. Однако нынче другая метода.

В прологе фильма нас знакомят с главным героем – через учения. Простите мне этот маленький спойлер, но все было слишком очевидно. Здесь нам показывают, каким настоящим героем является наш протагонист: он «подорвался» на гранате, чтобы его не взяли в плен «террористы». Это ведь очень трудно: подорваться на гранате, когда она учебная. Поймите правильно, я не пытаюсь принизить героизм Сошникова. Я говорю о том, что сценаристы могли показать это более убедительно.

Однако постепенно я изменил свое мнение. Режиссер и сценарист Игорь Копылов хорошо отработал свой гонорар. Сценарий выстроен неплохо, в нем есть несколько просто гениальных сцен. Так точно подобраны слова, что ты не видишь ни малейшей фальши. Прежде всего это касается диалога с бывшим однокурсником, который предлагает Сошникову работать за границей в гражданской авиации за очень хорошие деньги. Повторяю без иронии: диалог так филигранен, что ты вместе с русским офицером не согласен работать ни за какие деньги, если это надо делать для Америки, а не для России. Сразу хочется жить в хибаре с сортиром на улице, лишь бы не иметь никакого отношения к омерзительному западному благополучию.

Очень хорошая сцена прощания родных с летчиками, отправляющимися в командировку в Сирию. Она трогательная, милая, немного наивная – интонации переданы очень хорошо. И вот здесь, если спуститься с заоблачных высей скреп до истории отдельных людей, мне очень понятна мотивация жены главного героя. Ее боль и страх. На этом фоне мотивация Сошникова, который оставляет семью и служит России на далеких берегах, блекнет.

Вообще, в описании жизни крепкой семьи Сошникова, в том, какие бури кипят внутри нее и как оные бури решительно преодолеваются, чувствуется сильное веяние советского фильма «Офицеры» Владимира Рогова. Хочется отметить стопроцентный каст: Игорь Петренко идеально подходит на роль героя-летчика. Только он со своей позитивной харизмой мог убедительно показать героя, говорящего текстами с плакатов. Это чудо, но у Игоря Петренко его персонаж всё равно получается живой, настоящий. Даже удивительно, что когда-то актеру доверяли исполнять отрицательные роли.

Долго ли, коротко ли, но действие из российской глубинки переходит в Сирию. И вот тут начинается крутость, от которой захватывает дух. Спецоперации сняты невероятно: крутота сочится с экрана и обволакивает тебя. Русские воины – сильные, суровые, спокойные, бескомпромиссные и непобедимые. Какими их, кстати, и видят во всем мире. Террористы против наших не имеют ни малейшего шанса. Сколько бы первых ни было. Русские настолько круты, что ты выходишь из кинозала с острым пониманием истины: ты живешь в самой великой стране, а все остальные страны нам завидуют.

Мне, кстати, очень понравился образ главного врага русских в Сирии. Это, конечно, американец Ник Палмер, которого сыграл загадочный Ричард Ли Вилсон, про которого я не нашел толком никакой информации. Американский наемник (или спецагент) немного похож на фашиста из советского кино: он стильный (по-своему), проницательный, хладнокровный и беспринципный. Его легко ненавидеть, но можно и уважать. Ведь истинная крутость наших может быть заметна только на фоне по-настоящему сильного врага.

Кульминацией фильма является гибель главного героя. И это не спойлер. Это тиражируется во всех анонсах, это написано на черном экране в самом начале фильма. В моменте гибели Олега Сошникова соединяются две сюжетные линии: настоящее и серия флешбэков из ужасных 90-х. Мне поначалу эти вставные сцены показались какими-то странными, но соединение двух временных линий сделано по-настоящему талантливо. Здесь проявился и сценарный, и режиссерский талант Игоря Копылова. Показать историю так, что, даже погибая, мы являемся победителями.

Ну а дальше начался «Перл-Харбор». Если вы помните этот фильм Майкла Бэя, то, возможно, тоже заметите некоторое сходство двух фильмов. Сначала добрые, светлые сцены жизни в мирной стране, а потом – на контрасте – военная трагедия. В «Небе» она не столь глобальная, но все же. «Перл-Харбор», однако, не заканчивается на трагедии. Майклу Бэю нужно было показать сцену возмездия. И так же развивается фильм «Небо». Как только удается спасти второго летчика, российские вооруженные силы наносят ответный удар такой силы, такой мощи, что война просто должна была закончиться уже в 2015 году. Жаль, что мы живем не во вселенной «по мотивам».

В итоге: Игорь Копылов, который ранее за созданием особых шедевров замечен не был, смог сделать качественный, но крайне монохромный фильм. Картину, где все очень черно-белое: герои, поступки, оценки. Мог ли он быть о чем-то другом? Например, о мучительном выборе героя между семьей и долгом перед Родиной? Вряд ли. О сложной многоходовой борьбе между русскими и американскими спецслужбами? Маловероятно.

Фильм «Небо» мог быть только таким, каким он и получился. И, если вы хотите выйти из кинотеатра, оглянуться и увидеть, что живете в самой великой стране, – быстрее в кинотеатр.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.