+7 962 285 13 55
редакция
222 742
реклама
counter

Сергей Лукша: «Хочу создать в Благовещенске киноклуб для пытливых зрителей»

20 мая, 07:45
487
0
Сергей Лукша Хочу создать в Благовещенске киноклуб для пытливых зрителей

Видеть скрытые смыслы в кино и читать зашифрованные знаки, которые оставил умный режиссер для умных зрителей. Клуб пытливых любителей кино в Благовещенске хочет создать киновед-любитель Сергей Лукша. Первая встреча прошла в выставочном зале. Amur.life побывал на лекции и готов поделиться списком хороших фильмов для настоящих эстетов.

Кино пестрит гиперссылками

Много кино хорошего и разного – такой девиз проповедует сегодня кинематограф. Но что отличает Хичкока и Тарантино от других? Их фильмы – это отдельное произведение еще и художественного искусства, каждый кадр. Это кино для настоящих эстетов, в котором режиссеры-художники говорят со своим зрителем через зашифрованные коды: цвет, аллюзии и знаки. Тайный язык, пестрящий гиперссылками.

Режиссеры культовых фильмов часто используют отсыл к шедеврам мировой живописи в своих фильмах. Например, в «Пятом элементе» образ героини Милы Йовович схож со «Сломанной колонной» Фриды Кало. В «Крике» режиссера Уэса Крэйвена – прямая ссылка на одноименную картину Эдварда Мунка, в «Аватаре» Джеймс Кэмерон списал образ парящих скал с картины «Замки в Пиренеях» Рене Магритта.

Новое поколение китайского кинематографа пользуется западной живописью.

В российском кино можно привести в пример «Тараса Бульбу», в котором Владимир Бортко скопировал сюжет с картины «Запорожцы» Ильи Репина.

Ну а самым эстетичным современным кино в России Сергей Лукша считает фильмы режиссера Андрея Звягинцева. Взять фильм «Возвращение», где в одном из эпизодов повторяется картина «Мертвый Христос» итальянского художника эпохи Ренессанса Андреа Мантеньи.

Отдельная тема – фильмы про самих художников. Например, у Питера Гринуэя есть глубокий «Рембрандт: Я обвиняю», в котором художник показан с биографической точностью, а фильм насыщен цветом и формой.

Неужели камера-обскура?

До сих пор загадка, как в XV веке художники писали такие реалистичные работы. Есть предположение, что они пользовались камерой-обскурой – это прообраз современного фотоаппарата и некий привет кинематографистам из прошлого.

В простейшем представлении камера представляет собой обычный ящик или короб, в одной из стенок которого имеется небольшое отверстие. Суть в том, что световые лучи, проходя через это отверстие, дают на противоположной стенке перевернутое изображение того, что находится перед камерой-обскурой. Примерно то же, что и в фотоаппарате. Такая проекция позволяет создавать рисунок, точно повторяя цветовые нюансы проектируемого изображения, не давая художнику ошибиться. Проверил эту теорию изобретатель из Техаса Тим Дженисон, который никогда не брал в руки кисть, а с помощью камеры воссоздал «Урок музыки» Вермеера.

Сергей Лукша: «Умное кино заставляет думать. Давайте вместе»

«Я с детства читаю про кино, у меня мама библиотекарем работает. Несколько лет пробыл в Китае, много смотрел современного, хорошего кино, оно там есть. Потом в Москву съездил, походил по киноивентам, загорелся кинодрайвом. Познакомился с кинокритиком Егором Москвитиным, в киношколу, в музей кино сходил. В прошлом году поехал переводчиком на кинофестиваль в Китай, познакомился с продюсером из России Константином Бронзитом, мультипликатором. Он номинант на «Оскар». Вернулся из Китая в 2015 году, живу в Благовещенске, но кино не отпускает.

Главная мысль у меня – донести, что тот человек, который 35 тысяч лет назад взял уголек в руки, и сегодняшний режиссер, они делают одно и то же. Хотят творить. Просто у сегодняшнего средств, материалов больше, и твое дело выбирать.

На первой лекции за час я успел рассказать про 70 фильмов! То есть, цитирование живописи в кино очень распространено, и это надо уметь видеть. Художники всегда общаются внутренне, есть такой термин "метареференс" – это ссылки. Пока не было кино, художники друг на друга ссылались. Они общаются с прошлым и хотят расширить мир своих картин.

Вот смотрите: фильм в среднем идет всего 1,5 часа, но, если вставить аллюзию на картину или повесить на стену картину, можно увидеть еще какую-то глубь и новый смысл. Появляются вторые-третьи планы. И вы идете и думаете над фильмом, над этими смыслами еще полдня. Это называется послевкусие. Как у Звягинцева «Возвращение» – если смотреть в аллюзиях на Библию, то появляется новый взгляд.Еще хочу до всех донести, что есть хорошая современная мультипликация. Очень хорошие ленты – пиксаровские, но современную авторскую анимацию никто не знает. Она показывается на фестивалях. Если ее не показывать, ее никто не увидит», – рассказал Сергей.

Антон Долин и «Амурская осень»

Аудитория на встрече собралась понимающая и умная. Влёт прошла киновикторина, зрители наперебой отвечали на вопросы о кино и зашифрованные символы. Вечер был выше всяких похвал.

Сергей пояснил, что он запланировал цикл лекций о кино, в июне проведет следующую. Она будет посвящена анимации.

«Вообще, я буду много делать про кино, я привезу к нам журнал "Искусство кино", где главный редактор Антон Долин. Буду разговаривать с кинотеатрами, чтобы они программы делали. Киноклуб пытливых зрителей хочу сделать в Благовещенске. Про "Амурскую осень" тоже: я предложил директору выставочного зала Анне Моисеенко приглашать на наши встречи участников фестиваля, кто будет свободен. Нельзя упускать такую возможность, когда в Благовещенск приезжают мэтры кино», – рассказал Сергей.

Кстати, лекция была благотворительной – вырученная от продажи билетов сумма пошла на лечение детей.

Отзывы

«Очень понравилось. Сам пришел, сына привел, много знакомых встретил, много незнакомых. Хорошая компания собирается на таких встречах», – рассказал благовещенский блогер и режиссер кинопроектов Евгений Земцов.

«Я про связь живописи и кино знал, какие-то кадры у Звягинцева прочитывал. На самом деле, колористика изобретена художниками давно, и режиссеры просто используют эти карты. Это для углубления смысла, направления пытливого зрителя, в какую сторону ему смотреть», – рассказал художник Николай Рыбак.

«Никогда не задумывалась, не соотносила живопись и кино. А сейчас стало жутко интересно. Ведь правда, сколько фильмов – словно написанные полотна! Ведь какой шикарный Уэс Андерсон, у него же всё симметричное. "Гранд Будапешт" считается самым колористическим кино, это очень эстетично. Смотрите все!» – отметила Яна Кольцова.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.