counter

Амурский археолог Денис Волков: «Под древними наскальными рисунками мы нашли более ранние изображения»

21 октября, 11:46
413
0
Амурский археолог Денис Волков Под древними наскальными рисунками мы нашли более ранние изображения

Эти древние письмена тысячи лет были скрыты от глаз человека, и, хотя в прошлом веке их открыли, изучить досконально амурские писаницы получилось совсем недавно. А при подготовке виртуальных экскурсий археологи сделали открытия. 14 октября VR-экскурсии представили в Амурском областном краеведческом музее им. Г. С. Новикова-Даурского. Чем интересны «Амурские писаницы» и какое будущее у VR-проекта, расскажет директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Денис Волков.

– Как родилась идея запуска виртуальных экскурсий к наскальным рисункам? Ведь с такими фундаментальными исследованиями еще никто ничего подобного в России не делал.

– Мы давно хотели что-то сделать с изображениями наскальных рисунков, потому что это уникальные памятники древнейшего искусства, объекты культурного наследия. И тут наши пути пересеклись с МТС , как экосистемная компания с большим опытом реализации цифровых проектов она предложила облечь проделанную работу в виртуальные экскурсии. Мы взяли на себя организационную часть, привлекли продюсерский центр «М9 студия» и оператора Илью Тяна, он отснял, смонтировал в формате 360 градусов. Амурский государственный университет, а именно заведующий кафедрой религиоведения и истории факультета международных отношений Амурского государственного университета Андрей Павлович Забияко отвечал за научную составляющую, он описал эти писаницы в видео самих экскурсий. В результате мы имеем 8 замечательных VR-экскурсий, загруженных в оборудование от компании МТС. VR-комплекс размещен в Амурском областном краеведческом музее, и теперь любой желающий сможет побывать в реальном месте, осмотреть окрестности, они примерно такие же, какие видел древний человек. И испытать все эмоции.

Почему 8 экскурсий - писаниц больше или это конечное число?

– Писаниц гораздо больше, мы отсняли в Архаринском, Зейском, Тындинском районах. Есть в Сковородинском, Магдагачинском, Бурейском районах. Для первого проекта мы решили отобрать восемь. Нам нужно было понимать, как сложатся маршруты полевые, сколько времени займет работа. Мы видим интерес аудитории не только амурской, приходят вопросы из разных регионов страны, в том числе от профессиональной сферы. Даже есть предложения - вышли коллеги с Чукотки, предлагают поработать. В плане есть работать дальше.

Видите, мы ведь не только VR-экскурсии делали. Мы устанавливали границы территории объектов, орто- фотограмметрию. Эти памятники имели статус охраняемых, но сейчас изменилась методика определения границ, мы привели все в соответствие. Мы зафиксировали статус, это позволит наблюдать за памятниками в динамике. Теперь там любая хозяйственная деятельность должна быть согласована. Мы не ограничиваем развитие территорий, наша задача сохранить писаницы для будущих поколений.

– Счастье, что писаницы их создатели разместили в очень труднодоступных местах. Как далеко до них добираться?

Писаницы все-таки это сакральные объекты, жертвенники там. Жилых поселков вокруг мы не видим. Сегодня люди приходят ко всем объектам, но в основном это, конечно, охотники и собиратели. Самая далекая – Олекминская писаница, это поселок Усть-Нюкжа. Тысячи полторы от Благовещенска. Сначала надо добраться в Тынду поездом или самолетом, потом из Тынды - в Юктали. Мостов через реки нет, машиной там не проехать, только зимы ждать. Вброд - сегодня есть брод, завтра река поднялась, северные реки очень непредсказуемые. От Юктали еще 18 километров по реке либо надо искать проводника, и это еще не конец.

Есть Средненюкжинская писаница. Поселок Уркима близко, но золоторудные отвалы мешают добраться. И подбираются все ближе к писанице. Сейчас границы обозначены, они зарегистрированы во всех кадастрах. Чтобы туда добраться, пришлось 4 часа ехать на вездеходе. Еще и речка размыла дорогу.

Туризм однозначно только экстремальный к этой галерее древней живописи. А виртуальные экскурсии позволяют ее увидеть.

– Да, не каждый подготовленный человек даже туда доберется. Само путешествие на север стоит дорого, не все готовы идти вброд в ледяной воде. А здесь ведь еще чем ценны виртуальные экскурсии - их могут увидеть дети, пожилые люди, с ограничениями здоровья, да и вообще те, кто никогда не собирался туда. А здесь есть эффект присутствия, сакральность - она очень чувствуется. Это звук, окружающая природа, скалы, лет. Очень четкое изображение, видно все листочки, травку. Снято правильно, качественно, и оборудование хорошее установлено. Все это дало такой реалистичный эффект. Я был на всех амурских писаницах, и я надеваю шлем, и понимаю, что я испытываю то же ощущение сакральности, как и там, на месте. Это новая реальность, которой мы хотели добиться, и мы ее получили.

Сакральность заложена в рисунках. О чем они рассказывают?

– Во-первых, они все разные. Каждая - отдельная древняя летопись, о которой можно говорить не один час. Человек рисовал то, как он понимал жизнь. Вот Нюкжинская писаница: на ней изображено множество солярных знаков - солнца. Эта тема нашла отражение в легендах, например, легенда о похищенном солнце. Там еще изображен медведь, который лезет по скале и пытается проглотить солнце. Его отгоняют собаки, охотники. Если обратиться к геологическим находкам, то это неолит - тогда была эпоха похолодания, стало холодно, и человек пытается объяснить, что случилось. И рисует самого сильного в тайге - медведя. И человек рисует солнце - солнышко, вернись, нам хочется тепла.

На Архаринской писанице изображены шаманы, животные, мифические существа. Человек думал: ну вот не повезло мне сегодня на охоте, какой-то дух отвел от меня животных. Надо его задобрить. К этим местам человек приходил и подрисовывал эти рисунки. И другие поколения так же делали. И мы видим там же чжурчьженьский текст, написанный черной тушью. Лингвисты Японии и Китая расшифровали: «19 октября 1127 года автор Шэнтуйлин в низовье реки Сяошуй (Маленькая река)». Сейчас она называется Архара.

То есть памятники живут?

– Да, на них мы находим современные монетки, патроны. В связи с этим возникает другая сторона вопроса: например, к Арбинской писанице активно пошел турист - там стало много мусора. Соответственно, туроператорам мы сейчас будем указывать на необходимость уборки и вывоза мусора оттуда.

Правда ли, что во время подготовки материалов для виртуальных экскурсий вы сделали открытия?

– Да, мы провели фотограмметрию, применили плагины, которые доступны нам, как ученым для изысканий, и увидели более древние слои под теми рисунками, которые видимы глазу. Мы разложили по цветам. И главные открытия еще впереди.

Какое будущее у этого проекта?

– Проект начинает расширяться, есть предложение расширить его в школы, музеи, библиотеки области. Министр культуры и национальной политики Амурской области Надежда Анатольевна Доргунова заявила, что для этого будет приобретено VR-оборудование. Есть «Точки кипения» также. Мы все участники проекта заинтересованы масштабировать его. А симбиоз технологий и науки - это уже сегодняшний день. МТС, например, в Красноярском крае оцифровали северное сияние. Любой желающий, не выезжая к Полярному кругу, сможет его теперь увидеть. Проект будет развиваться однозначно.

Проект успешный однозначно, спасибо за интересную беседу.

Для справки. Оцифровка наскальных рисунков в Амурской области началась в марте 2021 года. В общей сложности для виртуального маршрута было отснято восемь писаниц возрастом до 12 тысяч лет, это Архаринская (Архаринский район); Арбинская (Зейский район) и шесть писаниц в Тындинском районе - петроглиф и писаница на реке Большой Онон, Гетканская писаница, Средне-Нюкжинская (Шаман-скала), Нюкжинская и Усть-Нюкжинская писаницы.

Увидеть виртуальные экскурсии в формате 360 можно также со смартфона или компьютера. Виртуальные экскурсии может посетить любой желающий по цене входного билета, для детей до 16 лет вход в музей бесплатный.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.