+7 962 285 13 55
редакция
222 742
реклама
counter

Настройщик Юрий Захаров: «Как я вернул голос Grotrian-Steinweg с дореволюционного парохода «Слава»

24 января 2022, 07:30
362
0
Настройщик Юрий Захаров Как я вернул голос GrotrianSteinweg с дореволюционного парохода Слава

Удивительный человек редкой профессии - настройщик фортепиано Юрий Иванович Захаров, самый известный в Приамурье. Сразу поправляет: фортепиано - общее понятие и для пианино, и для рояля. Обещает рассказать позже, в чем тут суть. А мы же пришли разузнать про его последнюю необычную работу - в декабре он вернул голос немецкому пианино Grotrian-Steinweg 1912 года. Оно находится в музее села Поярково.

Юрий Иванович - очень живой человек с пытливым взглядом. Как любой узкий профессионал сразу поправляет огрехи в формулировках, причем нетерпимо. Например, для начала поясняет: фортепиано и пианино - это не равно, а одно подвид другого. Просто у рояля корпус с декой, струнами и молоточками горизонтальный, а у пианино вертикальный. Звук у рояля объемнее, потому что конструкция другая и крышка открыта. И еще ряд нюансов, названий деталей и музыкальных терминов из своей профессии.

Мы встретились в Амурском областном колледже искусств и культуры, где Юрий Захаров решил показать работу с роялем.

«Вот знаете, шел сюда и не хотел показывать до конца, как настраивают фортепиано. Доморощенные настройщики с плоскогубцами тут же полезут под крышку. Потом переделывать. Столько нюансов, ведь надо слышать! - с профессиональным рвением говорит Юрий Иванович, ударяет по «вилочке» - камертону и ставит его на корпус рояля. Знали ли вы, что он всегда выдает ноту «ля» первой октавы? Вот, знайте».

«Не каждый хороший музыкант может стать хорошим настройщиком. Здесь надо слышать нечто другое», - задумчиво говорит настройщик.

Что такое нечто другое, Юрию Ивановичу на словах объяснять долго. Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Говорит, слышишь либо чистое звучание, либо грязь. Оттенки, полутона, глубина. В общем, дано или не дано.

Хотя учат, да - в Москве, Санкт-Петербурге. Он сам был направлен на такие курсы в 2007 году, за плечами Благовещенское музыкальное училище, затем Дальневосточный педагогический институт искусств. Сегодня Юрий Иванович - один из лучших настройщиков в Амурской области.

«Я не помню, сколько пианино и роялей я настроил, наверное, десятки тысяч. Всю область исколесил. В музыкальных школах, конечно, свои же преподаватели подстраивают инструменты, но приглашают и меня. Много пианино дома у кого еще традиционных, в дереве. Выезжаю. Играть надо на хорошем инструменте, иначе это портит нервы всем, особенно соседям», - смеется Юрий Иванович. И добавляет, что электронные пианино не любит, называет их «микросхема».

А мы к настройке - у Юрия Ивановича с собой всегда дежурный чемоданчик, в котором набор инструментов. Ключ для настройки - основной. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна. Чтобы услышать нужную ноту, для начала ненужные струны заглушаются суконной лентой или лентой для темперирования строя. И все прогоняют через камертон, пока звук не сольется.

«Ля» - это 440 Герц, хотя некоторые просят «погорячее», смеется настройщик.

«Я настраивал рояль для концертмейстеров Дмитрия Хворостовского, Иосифа Кобзона, зарубежных артистов. Концертмейстеры у них очень сильные, требовательные. У некоторых своя методика - просят настроить на 442-444 Герца. Говорят, инструменты звучат немного ярче. Это такой секретик», - делится Юрий Иванович.

Юрий Захаров говорит, что каждый инструмент имеет свой, уникальный голос. Потому что, во-первых, у каждой фирмы - дерево, металл, войлок - все держится в строжайшем секрете. Особенно в зарубежных. Ну и сборка инструмента- на определенных этапах это все же ручная работа, а не автомобильный конвейер. А на Grotrian-Steinweg, всемирно известной фабрике фортепиано, откуда поярковское пианино 1912 года, и подавно.

История Grotrian-Steinweg восходит к 1835 году, когда в немецком Брауншвейге первая фортепианная фабрика Steinweg. Компания быстро стала одним из лучших производителей фортепиано в Германии, распространив продажи в другие страны Европы, Россию и США. Компания существует и сегодня, являясь одних из лучших производителей пианино в мире.

А уникальный музыкальный инструмент из музея когда-то принадлежал жительнице Пояркова, заслуженному работнику культуры РСФСР Ираиде Геннадьевне Казаковцевой. Как оно к ней попало, никто не знает.

Когда хозяйки не стало, родственники решили отдать фортепиано в музей. В 2006 году инструмент доставил бывший начальник отдела культуры администрации Михайловского района Анатолий Александрович Сучков с помощью воинов-пограничников.

Юрия Ивановича музей разыскал по рекомендации. Он приехал в Поярково и несколько дней работал с инструментом. Инструмент был в плачевном состоянии. Некоторые детали он привёз с собой, кое-чем поделилась директор Поярковской школы искусств Елена Викторовна Цехместер.

«Пианино плавало на пароходе, внутри было все ржавое. На крышке написано «Слава», это и есть название парохода. Инструмент там стоял много лет, из-за этого был в большой сырости. Пришлось переделывать пружинки, некоторые запчасти заменять российскими, китайскими. Но в результате удалось частично отреставрировать и настроить столетний механизм. На нем теперь можно играть», - рассказал Юрий Захаров.

А на старинном пианино теперь в поярковском музее уже дают концерты - ученики и педагоги местной школы, которые теперь смотрят и слушают не только в самом музее, но и в его инстаграм-аккаунте.

P.S. Редакция Amur.life связалась с фабрикой Grotrian-Steinweg и отправила ссылку на статью. Фабрика в лице работника Thomas Balke de Graaf прислала приветствие Юрию Захарову и несколько фотографий рабочего процесса.

Юрий Захаров отметил, что это еще не конец. «Старинное пианино нужно ремонтировать дальше. Займусь этим», - отметил известный настройщик.

Пароход «Слава» упоминается в «Энциклопедия Забайкалья»: «в 1913 г. специалисты Сормовского филиала построили еще два комфортабельных пассажирских парохода: «Слава», «Люкс» и «Канавино». Во время Гражданской войны весной 1919 г. «Люкс» и «Канавино» были сожжены, но в начале 1930-х гг. их отремонтировали и вместо паровых котлов установили дизели коломенского производства. Эти суда с названиями «Сталин» и «Киров» еще долго выполняли регулярные рейсы на Амуре».

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.