Жители Приамурья начали получать от налоговой уведомления об уплате налогов, в том числе налогов на проценты по банковским вкладам. Для некоторых амурчан это стало новостью.
«Открываю Госуслуги, вижу, что пришло уведомление об уплате налогов. Думала, как обычно, на квартиру, а оказалось – на проценты от вклада! Налог более 25 тысяч рублей! Вклад у меня действительно был в прошлом году, миллиона полтора, мы потом машину купили. Проценты тогда в банке были неплохие. А вот сейчас неожиданно для меня пришел налог, тоже сумма немаленькая, чтобы ее одномоментно заплатить!» – рассказала Amur.life жительницы Тынды Наталия.
Между тем на пресс-конференции в управлении Федеральной налоговой службы Приамурья подробно рассказали о рекордных суммах налогов, льготах и порядке работы с должниками. Недавно в области стартовала ежегодная кампания по уплате имущественных налогов и НДФЛ. Срок уплаты – не позднее 1 декабря.
Всего налоговая служба Амурской области сформировала 361 тысячу уведомлений. Из них 331 тысяча направлена в электронном виде через «Госуслуги» или «Личный кабинет налогоплательщика» и 30 тысяч отправлены почтой. Рассылка налоговых уведомлений стартовала 21 сентября. В этом году, пояснили в управлении, налоговые уведомления отправлены всем адресатам, даже при наличии переплаты.
«Раньше, если у человека была переплата, например, 5 тысяч рублей, и налог составлял 5 тысяч, уведомление ему просто не направлялось. Нам поступало много жалоб: люди не понимали, почему им не приходят документы на их имущество. Теперь уведомление придет в любом случае. Если переплата перекрывает налог, сумма зачтется автоматически, но гражданин увидит весь расчет», – пояснили в ведомстве.
Общая сумма имущественных налогов за 2025 год составила 2,2 миллиарда рублей – на 200 миллионов больше, чем в 2024 году. К имущественным налогам относят транспортный (941 миллион), земельный (258 миллионов) и налог на имущество физических лиц (1 миллиард 023 миллиона). В ведомстве пояснили: рост связан не с повышением ставок, а с увеличением количества объектов недвижимости и автомобилей, которые амурчане приобретают и ставят на учет.
Из общего числа уведомлений 41 тысяча содержит расчеты по НДФЛ. Сумма начисленного НДФЛ по налоговым уведомлениям также составила 2,2 миллиарда рублей. Рост по сравнению с 2024 годом составил 700 миллионов рублей. Около 90 % этой суммы приходится на налог на проценты по банковским вкладам.
В ведомстве пояснили, что налоговая служба не видит сумму вкладов, так как это является банковской тайной. Банки передают только сумму выплаченных процентов. Если гражданин имеет вклады в разных банках, то их проценты суммируются.
С 1 января 2025 года в России действует новая прогрессивная шкала НДФЛ. Выделено три группы по доходам.
Первая группа: основные доходы. К ним относят заработную плату, доходы, полученные в рамках договора гражданско-правового характера, прибыль от деятельности индивидуального предпринимателя, доход от сдачи недвижимости в аренду. По первой группе применяются следующие налоговые ставки по годовым доходам:
до 2,4 миллиона рублей – 13 %;
от 2,4 до 5 миллионов рублей – 15 %;
от 5 до 20 миллионов рублей – 18 %;
от 20 до 50 миллионов рублей – 20 %;
свыше 50 миллионов рублей – 22 %.
Вторая группа: пассивные доходы. К ним относят доходы от продажи и получения имущества в дар, доходы от долевого участия (в том числе дивиденды), доходы по операциям с ценными бумагами, доходы от реализации долей участия, акций, облигаций и инвестиционных паев, проценты по вкладам и другие. По второй группе применяются следующие ставки:
до 2,4 миллиона рублей включительно – 13 %;
от 2,4 миллиона рублей – 15 %.
Третья группа: особый порядок обложения НДФЛ. Он предусмотрен для доходов, связанных с участием в СВО (получают военнослужащие, мобилизованные, добровольцы), а также в отношении надбавок к заработной плате за работу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. По третьей группе применяются следующие ставки:
до 5 миллионов рублей – 13 %;
от 5 миллионов рублей – 15 %.
В налоговой службе предупредили: если гражданин не согласен с данными о доходах, то необходимо обращаться к источнику сведений. Если же гражданин не согласен с самим расчетом, то обращаться следует в налоговый орган.
За 2025 год налоговые льготы и вычеты по уплате имущественных налогов предоставлены 320 тысячам амурчан. Из них 98 % льгот применяются автоматически и не требуют посещения налоговых органов. Основными категориями получателей стали пенсионеры, предпенсионеры, военнослужащие, многодетные родители, ветераны боевых действий, участники СВО и их семьи. В налоговой службе заострили внимание на том, что по НДФЛ не существует льгот.
Для гибридных и газовых автомобилей в Приамурье также действуют существенные льготы. В ведомстве отметили: льготы на гибридное авто относятся к тем, которые нужно подтвердить в ФНС.
Также ведомство напомнило о порядке внесудебного взыскания. Теперь налоговым службам не нужно обращаться в суд за судебным приказом – деньги списываются через банк.
Сначала налогоплательщику направляется требование об уплате задолженности. Срок на исполнение – 8 дней. Затем направляется решение о взыскании задолженности с размещением в реестре решений поручения налогового органа на перечисление суммы долга для исполнения банком. Решение направляется в течение 6 месяцев с даты истечения срока исполнения требования об уплате.По истечении 7 дней после направления решения в банк направляют поручение на списание за счет денежных средств налогоплательщика.
Если денег на счетах нет, а сумма отрицательного сальдо превышает 30 тысяч рублей, постановление о взыскании задолженности направляется судебному приставу с одновременным размещением этого документа в реестре решений о взыскании.
«Если раньше судебный процесс затягивался на месяцы, то теперь налоговая списывает задолженность через банк. Будет очень неприятно остаться с заблокированными счетами прямо перед Новым годом. Рекомендуем решать все вопросы и платить налоги до 1 декабря», – резюмировали в ведомстве.
К 1 сентября 2026 года налоговые долги амурчан сократились на 25 % – с 289 до 895 миллионов рублей. Долг по имущественным налогам за восемь месяцев снизился со 471 миллиона до 289 миллионов рублей.
Как сообщал Amur.life, налогоплательщик может самостоятельно узнать, относится ли он к льготной группе. Для этого граждане могут обратиться к интернет-сервису или мобильному приложению ФНС России. Заявление на льготу можно заполнить в личном кабинете. Также оно может быть направлено через МФЦ, представлено лично или по почте.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.