+7 962 285 13 55
редакция
222 742
реклама
counter

Загадка бурятского Ламы: как он остановил время

14 июля 2017, 09:00
931
0
Загадка бурятского Ламы как он остановил время

Амур.life побывал в знаменитом бурятском дацане и пообщался с хранителями покоя загадочного старца

Он ушёл в нирвану 15 июня 1927 года и завещал вернуть себя на землю ровно через 75 лет, когда настанут хорошие времена. В 2002 году эксгумация была произведена. Когда судмедэксперты открыли погребальный кедровый короб, их взору предстало чудо. Тело Ламы сохранило все признаки жизни: эластичную кожу и подвижные суставы при абсолютном отсутствии признаков разложения. Но самое главное – Лама и вне короба вот уже почти 15 лет остаётся в изначальной позе лотоса без какой-либо поддержки. С точки зрения физики это объяснить нельзя.

Дорога к храму

До бурятской святыни и официального центра российского буддизма – Иволгинского дацана – 36 километров по неширокому асфальтированному Кяхтинскому тракту, если ехать из Улан-Удэ. По пути пейзаж мало меняется: степь, зелёные холмы да редкие вполне сибирские домики с пасущимися невдалеке коровами. О цели путешествия напоминает лишь огромная белая надпись на одном холме: «Ом мани бад мэ хум» – это начало одной из самых известных мантр в тибетском буддизме. Наверняка паломники читают её по пути в дацан. В последние лет десять туристов в Бурятии особенно много – они приезжают из соседней Тувы, Монголии, Индии, а также из Китая и даже Европы, где буддизм становится довольно популярным.

Паломничество здесь имеет определённую периодичность. Нетленного Пандито Хамбо-ламу XII Даши-Доржо Итигэлова – так звучит полное имя бурятского религиозного деятеля – можно увидеть всего восемь раз в году во время больших буддийских праздников. В один такой день Иволгинский дацан могут посетить до 25 тысяч паломников. Ближайшее поклонение будет в 20-х числах июля. Но в этот раз для нас было сделано исключение, да и лама, похоже, оказался не против. Иначе застряли бы где-нибудь в дороге с пробитым колесом...

Спустя полчаса путешествия автобус останавливается у небольших «золотых ворот» с характерным буддийским узором.

Перед ними – небольшой рынок, где жаждущим впечатлений туристам продают памятные вещицы – от кухонных магнитиков до «поющих чаш», оберегов и целебных травяных сборов. Интересно, что за воротами на территории дацана есть такой же рынок.

По какому принципу они делят зоны влияния и есть ли между ними конкуренция, непонятно. На все такие вопросы торговцы отвечают уклончиво. Наверное, говорить о конкуренции в такой близости от Ламы – буддистский грех. Он ведь всё видит и слышит.

Храмовый комплекс

За воротами открывается потрясающая красота. Тут и там высятся внушительные дуганы-пагоды, отливающие на солнце золотом. Их десять. Это храмы, построенные в китайско-тибетском стиле, каждый из которых посвящён божествам или религиозным событиям. Зелёная Тара – одна из самых почитаемых в Бурятии. Судя по тому, как расходятся обереги в местном ларьке, эта богиня помогает всем страждущим.

Внутри храмы щедро расписаны и украшены деревянными скульптурами и элементами. Буддийская живопись – это особый вид искусства, который изобилует цветами, драконами, львами и даже слонами. Все краски – яркие.

На территории дацана есть летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, а также библиотеки и учебные корпуса буддийского университета «Даши Чойнхорлин». В них обучаются монахи, и эта учёба не для случайных людей – она длится по 15-20 лет.

Ещё в дацане есть небольшое белое здание с окнами во всю длину. Это оранжерея, в котором растёт священное дерево Бодхи. По преданию, сидя именно под таким деревом, принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой. В 1970 году прежний бурятский Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого выросло новое дерево. За ним в Иволгинском дацане тщательно ухаживают, точно так же, как и за всеми другими здешними святынями.

Дав вдоволь покрутить молитвенные барабаны и загадать желания, монах-экскурсовод зовёт к самому главному храму – Дворцу Хамбо Ламы. И здесь путников ждёт самая захватывающая история.

Правление и уход в нирвану

Считается, что Даша Доржи Итигэлов родился в 1852 году. При этом есть даже такое предание, что мальчик появился на свет сразу 5-летним. Он учился буддизму только в Бурятии на протяжении 23 лет. И уже, будучи молодым человеком, творил чудеса. Например, когда началась Русско-японская война, Итигэлов благословил 300 казаков, ушедших на фронт. Все они вернулись живыми. В 1911 году он был избран на пост Пандито Хамбо-ламы, став двенадцатым по счёту религиозным правителем Бурятии. Его правление было ознаменовано расцветом буддийской культуры в России.

Во время Первой мировой войны Хамбо Лама Итигэлов собирал средства для поддержки фронта: солдатам отправляли одежду, обувь, табак, ягоды, сахар. В 1917 году он оставил пост Хамбо Ламы, официально – по состоянию здоровья. Но говорят, что это было связано с отречением Николая II. Хамбо Лама Итигэлов присягал на верность царю, а прежние ламы называли царственный дом воплощениями Белой Тары – это одно из божеств буддийского пантеона, богиня мудрости.

«Он обладал даром ясновидения и предвидения, – поясняет монах-экскурсовод. – До ухода в нирвану он говорил, что вскоре страной будут управлять безграмотные люди, и они приведут с собой красную власть. Предсказал, что эта власть будет существовать одну человеческую жизнь, но за это время люди потеряют веру в бога. Также говорил, что наступит и благоприятное время, когда власть падёт, и тогда я вернусь, и снова буду распространять учение Будды.

15 июня 1927 года, когда ему уже было 75 лет, Итигэлов собрал учеников и сказал: «Я прожил свои годы. Навестите меня через 30 лет, посмотрите, в каком состоянии будет моё тело. А через 75 лет я к вам вернусь». И по­грузился в медитацию. Ученики поместили его, сидящего в позе лотоса, в кедровый короб и отнесли в местечко Хухэ-Зурхэн, где и зарыли на глубине двух метров.

В 1955 году ламы пришли на место захоронения, подняли бумхан и убедились: тело осталось в неизменном состоянии.

У него были подвижные суставы и эластичная кожа, а в районе сердца ощущалось тепло. Итигэлову сменили одежду, насыпали в короб соль и вновь закопали. Та же процедура повторилась в 1973 году. Окончательное возвращение состоялось в 2002 году.

Из «Акта наружного осмотра эксгумированного трупа», подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись... Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

Нетленный. Встреча

О Хамбо Ламе Итигэлове монахи говорят не иначе, как о живом человеке.

«Нашему учителю в этом году исполнится 165 лет. И вот уже больше 10 лет он проводит с нами службы, – делится информацией серьёзный монах. И предупреждает о правилах посещения самого главного Дворца: – Обувь на входе нужно снимать. Надо переступать через порог. Руки нельзя держать за спиной или в карманах». А ещё категорически не рекомендуется отходить от алтаря, поворачиваясь спиной. Буддийские божества могут счесть это неуважением и даже наказать.

Получив все рекомендации, заходим во Дворец. Внутри храма фото- и видеосъёмка запрещена.

Дворец богато украшен росписью. Путь к алтарю лежит слева направо. Проходя его в медленной очереди, можно увидеть тот самый кедровый короб, ставший на 75 лет усыпальницей для старца. Это ящик высотой около 1,2 метра. При близком рассмотрении видно, что дерево хоть и старое, с потёртостями по краям, но ещё очень крепкое. О каких-либо следах его разложения говорить не приходится.

Сам Нетленный Хамбо Лама находится наверху, на алтаре в стеклянном саркофаге. Он сидит в позе лотоса – в буддистской накидке. Открыты голова и немного руки, кожа на вид бронзовая, но не иссушенная. Но самое главное – глаза Ламы. Они будто немного приоткрыты, а монахи поясняют: он на вас смотрит.

«Проверьте. Попробуйте, сами закройте глаза. Правда, есть ощущение, что перед вами живое существо? Это понимаешь каким-то седьмым чувством, – шепчет монах. – И это вправду, похоже, ощущается».

Чудо подтвердила и современная наука. После эксгумации тела старца буддийские власти Бурятии позволили изучить светским учёным феномен нетленности Пандито Хамбо Ламы XII. Экспертиза Академии наук несколько раз свидетельствовала, что структура белка тела Ламы Итигэлова соответствует структуре белка живого человека. Было зафиксировано и мощное биополе, которое есть только у живого человека. Ещё учёных смутило, что концентрация брома в клетках Ламы превышает норму в 40 раз. Объяснения этому не нашли.

За Ламой монахи Иволгинского дацана тщательно ухаживают: несколько раз в год переодевают в новую одежду, а кожу смазывают особым топлёным маслом, которое доставляется из Внутренней Монголии. При этом и в словах, и в их действиях – большое почитание и даже некоторая боязнь.

«Пандито Хамбо Лама Итигэлов жив и видит всё! Он знает, что нас ждёт и как помочь каждому. Конечно, есть такое понятие, как карма, когда мало что можно изменить в жизни человека. Но во многом Лама людям всё же помогает, главное – попросить его об этом. Он сам найдёт время и способ дать эту помощь. Люди часто рассказывают, что вскоре после посещения дацана получают особый знак: Хамбо Лама Итигэлов приходит к ним во сне в образе старика. Это значит, что всё сбудется или случится испрошенное исцеление», – поведал монах.

Задерживаться у алтаря долго нельзя – очередь желающих получить свои полминутки общения большая.

В октябре многие средства массовой информации потрясла новость – Нетленный Лама передвигается по Иволгинскому монастырю, как будто даже есть запись камер внутреннего наблюдения. Добиться какого-то пояснения у монахов в этот раз не получилось. Они молчали и загадочно улыбались, дескать, чудеса возможны. Как раз напоследок на глаза мне попалась чёрная кнопочная Nokia, телефон лежал на красной подставке внизу – аккурат напротив саркофага. Такими сегодня уже мало кто пользуется, они, скорее, раритет.

«Неужели для Самого оставлен, для какой-то специальной связи?» – промелькнуло в голове невероятное.

«Это мой, – моментально угадав шальную мысль, разулыбался монах. – Забыл вот, с вами забегался...»

Послечувствие

Иволгинский дацан я покидала со странным чувством. Все до сих пор полученные знания говорили о том, что не может человек оставаться живым после 75 лет захоронения. Да и 165 лет – тоже, скажете, немалый возраст для жизни. Это просто не-ве-роят-но, невозможно. Но то самое седьмое чувство терзало смутными сомнениями. Впрочем, всегда же хочется верить в чудо. Тем более монахи в дацане наперебой говорят, что Лама вернулся, а он завещал, что это будут хорошие времена. И в это тоже хочется верить.

Кстати, несколько желаний после возвращения домой сбылись…

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.

Все подряд
По рейтингу
Развернуть все
Добавить комментарий
Авторизуйресь, чтобы оставить комментарий.