https://www.amur.life/news/2020/09/15/blagoveschensk-popal-v-bolshoe-malenkoe-kino-vnimanie-spoyler

Благовещенск попал в большое-маленькое кино (внимание: спойлер!)

15 сентября 2020, 12:01

Благодаря фестивалю «Амурская осень» Благовещенск попал в кадр. Город стал местом действия для большого-маленького фильма «Последствия». Большого – потому что это не местная поделка. Тут тебе и режиссер, имя которого есть на «Кинопоиске», и продюсер Сергей Новожилов, и даже практически звезда в касте – засветившийся в «Молодежке» Влад Канопка. Ну, а маленькое – потому что хронометраж фильма 13 минут и играют в нем всего четыре актера.

«Последствия» показали 14 сентября самым первым фильмом перед конкурсом короткого метра. Как и все фильмы в этом году, его демонстрировали сразу в двух залах. Конечно, это совсем небольшие залы (в сравнении с прошлыми годами), к тому же, заполненные наполовину. Увы, карантинные реалии внесли свои коррективы. Участники ходят в стильных черных фестивальных масках. Зрители – в масках попроще. Заботливые организаторы могут даже дать маску бесплатно неосторожному любителю кино. Аттракцион неслыханной щедрости, особенно учитывая, что кино тоже показывают бесплатно.

В зале собрались около 30 зрителей. Половину мест забронировали картонные дети с умными глазами.

Перед этим собранием выступил президент фестиваля (и продюсер фильма) Сергей Новожилов, постояли молча главные актеры – Влад Канопка и Максим Колосов. И началось кино.

«Амурская осень» выводит киноиндустрию на новый уровень. Условно его можно назвать «натуральное хозяйство». Фестиваль сам снимает фильмы, сам показывает их своему постоянному благовещенскому зрителю. Замкнутый цикл производства и потребления. Продюсер – свой, режиссер – свой (Андрей Мышкин уже снимал на фестивале полный метр – фильм «Курьезы» – который после показали на следующей «Амурской осени»). Играют в нем тоже «свои» постоянные участники.

А еще здесь немного «сыграл» Благовещенск. Начинается фильм с красивого ракурса Триумфальной арки (как же иначе!). Еще зрителю показали ночную площадь Победы и предрассветную площадь Ленина. На этом вовлечение столицы Приамурья заканчивается, всё действие картины проходит в темной подсобке. Город никак не фигурирует в сюжете, его даже не упоминают герои. На заднике событий мог оказаться любой другой фон. Просто так получилось, что фестиваль проходит в Благовещенске.

«Это – история о двух друзьях. Со школьной скамьи они шли плечом к плечу: вместе собирали макулатуру и ходили по утрам на рыбалку, вместе воровали яблоки из чужого огорода и дрались с мальчишками из соседнего двора. И когда один оступался, другой помогал подняться... Шли годы – они повзрослели. Однажды один занял деньги у другого и... исчез!».

Это цитата из официальной аннотации к «Последствиям» – и ничего этого в фильме вы не увидите. В нем просто есть двое мужчин, которые были явно раньше знакомы. И пропали деньги. То есть, без прочтения аннотации зрителя ожидает неполное погружение в сценарий. Сюжет понятный – наговаривать не буду. Но ведь аннотация к фильму – это всегда обещание истории. Смотри, зритель, что я тебе покажу! А здесь получается, что это «первая серия». Сначала читаешь абзац текста, потом смотришь 13 минут фильма.

«Последствия» сняты весьма недорого. Из расходного материала в нем – лишь стяжки на руках пленника да початая бутылка вина у влюбленной парочки. Но это короткометражка. Такие фильмы не должны брать бюджетом. Изюминка минималистического жанра почти всегда – сюжет. Что же мы видим: в прошлом один мужчина украл у другого деньги. И вот, спустя годы, попался.

Получилась ли у авторов драма? На мой взгляд, нет. Герой-пленитель – прямо ангел. Он много угрожает, но никак не проявляет свои планы мщения. Руки не пачкает. Злодей тоже впитал в себя всю палитру негатива: и врун, и трус, и коварен. Конфликт вышел очень одноцветным. Даже деньги не просто украли! Они были на операцию. Никаких полутонов, никаких сюжетных разворотов. У злодея нет своей правды, он просто злодей. И это при том, как силен нынче тренд на серую мораль.

Получился ли триллер? Тоже нет. Похищение внезапное. Ни саспенса, ни страха преследования. Плененный злодей как-то очень быстро проходит все стадии: агрессии, испуга, псевдораскаяния. Конечно, это проблема короткометражного формата, но крайне быстрые эволюции настроения пленника всё равно не вызывают доверия.

Вышла ли самобытная увлекательная история? Да весьма простая история. История возмездия. Злобного торжества Добра над поверженным Злом. И осознание того, что Добро в настоящей жизни никогда не победит, потому что не пользуется чит-кодами. В конце, конечно, был твист. Однако я не могу назвать его сюжетобразующим, переворачивающим взгляд на всю историю. Просто лучик надежды.

После показа «Последствий» участники фильма покинули зрительный зал. И зря. Потому что следом показали еще пять короткометражек. Среди которых как минимум две заставили вжаться в кресло.

Автор: Василий Кленин