https://www.amur.life/news/2022/08/12/kraevedcheskiy-proekt-amurskie-otgoloski-u-blagoveschenska-est-svoe-unikalnoe-lico-nado-ego-privesti-v-poryadok

Краеведческий проект «Амурские отголоски»: у Благовещенска есть свое уникальное лицо, надо его немного привести в порядок

12 августа 2022, 20:30

Amur.life продолжает разговор с редактором краеведческого проекта «Амурские отголоски» и постоянным ведущим прямых эфиров Евгением Литусом. Порталу исполнилось три года, это повод рассказать о больших и малых открытиях, которые сделали краеведы и горожане в истории Благовещенска. Поговорили о том, каким бы был Благовещенск, если бы не революция, почему надо вернуть царские архивы и что за команда делает проект. Сегодня речь пойдет об амбициозных планах по возвращению городу его законной истории.

- Вас с легкой руки назвали неокраеведами. Вместо того, чтобы отстаивать свою причастность к серьезной исторической когорте, вы неожиданно быстро приняли это самоназвание. Как вы формулируете для себя это понятие?

- Неокраеведение - это новый современный этап науки краеведения, когда помимо исследований и накопления знаний о территории проявляется проактивная позиция по сохранению культурного и исторического наследия; поиску и возвращению артефактов на исследуемую территорию, а также создание современных культурных ценностей, связанных со специализацией.

Помимо кропотливого изучения сведений в архивах, музеях и библиотеках неокраеведы выходят за черту теоретического знания и становятся участниками живой истории - исследуя здания, проводя поиски хранящихся там артефактов, активно защищая и отстаивая культурно-историческое наследие от уничтожения: спасая исторически значимые дома, памятники, кладбища и частные архивы. Неокраеведение создаёт свой авторский контент, дополняя ранее известную информацию и стирая белые пятна истории. Краеведение же изучает то, что уже было. Неокраеведение помимо изучения всегда оставляет после себя богатое культурное и историческое наследие, обогащая исследуемую науку.

- Всего три года, но честно, ощущение, что проект ваш очень давний. И как без него было пустовато прежде, оказывается. Чего удалось добиться за эти три года?

- Если немного статистики, то создано более 2000 постов, из которых не менее 1000 - это научные статьи, заметки и исследования. Около 50 постов вышли под заголовком «сенсация», тем самым изменив устоявшееся представление о людях или событиях. Это касается и обнаружения уникальных, ранее неизвестных фотографий. Для нас, на наши деньги было написано более 100 живописных полотен на краеведческую тему, как российскими, так и амурскими художниками. То есть мы не только изучаем, но и создаём культурное наследие края. Мы организовали и провели более 100 выставок, мероприятий, субботников в офлайне. Мы не зависаем в виртуальном пространстве, мы работаем и на земле.

Мы поднимаем и доводим до конца очень острые вопросы, за которые никто не берется. Сюда нужно отнести проект по освобождению и спасению Вознесенского кладбища, благодаря нашему вмешательству мы имеем невероятный результат. Титаническая работа! Мы прошли три круга ада, особенно в противостоянии с властями, чтобы сегодня увидеть освобожденную территорию исторического кладбища. И он не только в расчистке от захватчиков, но и в исследовательской работе. Я думаю, что к сентябрю 2022 года территория будет полностью освобождена. В итоге будет вывезено 200 гаражей, и ГСТК освободила значительную часть территории. Власть требовала: не говорите об этом. Но это бы растянулось на десятки лет.

Мы привлекли внимание к варварского уничтожению старинных кирпичных зданий, на деревянные уже все просто закрывают глаза. Нам не удалось спасти два здания, которые были уничтожены спешно. И это позор для области и города в Год культурного наследия. Я бы даже логотип такой сделал - бульдозер, стирающий старину с лица земли. Многие к нам обращаются с просьбой помочь - даже просят обратить внимание на разбитые дороги на севере области. Мы остаемся в своем формате и обсуждаем только краеведение. Собрано более 5000 имён похороненных на нем и каждое имя подтверждено архивными ссылками на источники, а не просто воспоминаниями кого-то. Было создано три дизайн-проекта будущей рекультивации, которые требуют серьёзной доработки.

За эти годы более 10 тысяч единиц артефактов было собрано в созданном с нуля Первом частном архиве Благовещенска, это тоже самостоятельный проект внутри нашего сообщества «Амурские отголоски». Мы собираем, покупаем, находим, принимаем в дар всевозможные предметы, документы, фотографии и так далее, связанные с Благовещенском. Нашим фондам справедливо позавидует любой Дальневосточный музей или архив. Нами собрана крупнейшая в мире коллекция дореволюционных почтовых карточек Благовещенска (более 2000), по сути это крупнейший фотоархив города тех лет, наша коллекция превышает в 8 раз музейную подборку. Крупнейшая коллекция стадийных фотографий до 1920 годов. Крупнейшая на Дальне Востоке электронная коллекция дореволюционной периодики Благовещенска. И так далее и так далее. Это касается многих направлений. К сожалению не имеем посещений для музея или библиотеки, чтобы историки и простые люди могли смотреть, изучать и вдохновляться этими предметами. Неоднократно обращались к властями с такими просьбами.

Мы обследовали огромное количество зданий, сделали это публично и доступно для подписчиков. Мы реализовали невероятный проект по публикации коллективного романа «Амурские волки». Мы оплатили 315 иллюстраций для 105 глав романа, чтобы люди могли бесплатно их увидеть и прочесть. Мы подарили более 500 предметов истории различным библиотекам, музеям и школам.

Проект «Аннушка» вообще стал культовым и противоречивым. А по факту мы не только узнали много интересного, но и помогли Анне Ковалевой не замёрзнуть зимой.

Это только неполная часть нашей работы. Экспедиции, интервью с людьми, спасение артефактов, благотворительность, защита исторических объектов и огромное количество фотографий! Больше 100 тысяч снимков сделано за эти три года.

- В прошлом интервью вы говорили о недостатке архивных документов и данных об истории Благовещенска в царские времена, и в 30-е годы. Что нужно вернуть царские архивы из Томска и Владивостока, где они умирают. Но ведь и наш архив хранит историю.

- К огромному сожалению, с Амурским архивом мы не работаем из-за зависания в 90-х годах, в том числе порядка работы. Нет клиентоориентированности. Исследователям отвели уголок в три стула, где запись на месяц вперед. Где тебе нужно просить разрешения у директора, и могут не дать разрешения без объяснения причин. Нельзя доставать телефон, чтобы сфотографировать заметку в газете, а можно только переписать ее вручную - мы в каком веке живем? Вы сфотографировали, с вас 400 рублей, идите в сберкассу. Так выглядит пошло, когда тебя не впускают даже в помещение. Насколько мы поняли, документы в архиве не сканируются - нет сканера. А они истлевают. Музей - тоже, забитые фонды, платный доступ к сканированию. Все это тормозит исследовательскую работу. Отличный пример - библиотечная система, где бесплатно можно фотографировать, просматривать в любое время. Там есть сканеры. Вы можете достать «Московские ведомости» 1825 года.

В других городах есть потрясающие серьезные издания, которые стали результатом работы в архивах. Мы общались с историками, краеведами - все намного доступнее. Давайте определимся - кому нужен результат этой работы - самим краеведам, историкам или обществу?

- Вся ваша работа - для формирования культурно-исторической идентичности, лица города. Какое оно должно быть, по вашему мнению, у Благовещенска?

Хоть и размытое лицо, но оно есть у Благовещенска. Он всегда был и будет купеческим городом, это не значит, что будет состоять из одних торговых центрах, а что предпринимательство будет задавать тон развитию города. И, кстати, после 70 лет Советской власти, с плановой экономикой, он все равно восстанавливался именно таким. Вспоминаем 1990-е годы - торговля с Китаем, самое большое количество на душу населения - объектов общественного питания, казино, местных газеты, торговые центры. Именно предпринимательство позволило пережить ужасы развала тех же 1990-х, которые тяжело дались остальной России. Хабаровск как создавался административным центром, такой он и до сих пор, административный, чопорный, высокомерный. Владивосток - портовый, свободный, предприимчивый. Благовещенску жизнь всегда будет давать купеческие шансы. Правда нам надо покаяться за события 1900 года, смыть кровь с городской души и тогда прям легче всё пойдёт. Благовещенск так же был всегда зеленым городом - надеюсь, власти прекратят вырубку деревьев и займутся озеленением набережной, которая летом от солнца превращает в филиал преисподней. Еще это город дружный - всегда у нас люди объединялись для культурных, массовых мероприятий, какого-то общего строительства и так далее. В памяти остаются только те чиновники, которые преображали наш город, остальные быстро забываются. Почему многие с теплотой вспоминают Мигулю.

Еще люди. Благовещенску безумно повезло, что у него был Анатолий Телюк. Он является ярчайшим представителем народного краеведения, а для нас он самый настоящий неокраевед. Он первым начал масштабное восстановление исторической памяти. Сейчас нет человека такого масштаба и веса в городе и все замерло, нет этих фантастических проектов - зданий, памятников, исследовательской и издательской деятельности. Вот кому нужно установить памятник. В его команде был архиепископ Гавриил, который также был за преображение города. Тогда и городские власти поддерживали эти начинания. Все были вместе, в интересах города. А сейчас Благовещенской епархии мэрия даже поклонной крест на Вознесенском кладбище поставить не разрешает. О каких серьёзных восстановительных проектах можно мечтать?

- В городе есть опыт восстановления Триумфальной арки. Вы боролись за Шадринский собор, но общественный совет большинством голосов принял отрицательное решение. Поэтому больше восстановленных зданий нет. Что хотели бы вернуть в облик Благовещенска в первую очередь?

- Это достаточно частый вопрос и мы давно создали топ-5 самых плаченных исторических зданий, состояние которых вызывает стыд и позор перед предками и современниками, это почти все памятники архитектуры, которые охраняются государством, но оно их не видит в упор: «кто здесь?». На первом месте здание хирургического корпуса Городской больницы (во дворе горбольницы). Памятник архитектуры. Проваленная кровля, все осадки насквозь пронизывают его, изуродованный фасад. Ощущение что после бомбежки.

На втором месте - завод Чепурина (на территории «Амурского Металлиста»). Просто в жутком состоянии. Выбиты окна, сожжённый третий этаж, изуродован интерьер. Особенно государство слепо к нему.

На третьем месте неплохо отреставрированный дом Бабинцевой (Ленина-Пионерская). При реставрации уничтожили неотъемлемую часть памятника архитектуры - веранду, которая помнила элиту золотого века Благовещенска - губернаторы, купцы-миллионщики, Великие Князья Дома Романовых, духовенство и так далее. Снесли, стёрли с лица земли.

На четвёртом месте - первая пожарная часть Благовещенска (во дворе завода электроаппаратного), полпроцента жителей знают о ее существовании. Историческая ценность. Состояние - как после бомбежки.

Завершает топ-5 так называемый проект «Большой Рёлки», включающий в себя, как сам переулок, так и Графский квартал. Планомерное уничтожение исторических добротных купеческих домов под обещание всё сохранить. Нас часто ругают за острый язык, но не находим другого определения, как архитектурный геноцид против первого района Благовещенска. Ещё могут снести Графский квартал. Самое ироничное, что именно в Год сохранения культурного наследия в Благовещенске активизировался снос исторического культурного наследия. Если обратили внимание, то все объекты (кроме Рёлки, но и она в глубине) спрятаны от глаз людей, не находятся на красной линии, возможно это и стало для них приговором равнодушиях, забвения и уничтожения. Что даже взор охраняющего их государства не видит их.

- Если выделить топ-5 новых строек, как бы этот список выглядел?

Первое. Построить для Института геологии ДВ РАН административное здание, чтобы вернуть в культурное пространство города здания Мавритании и Окружного суда. В бывших торговых рядах лучше всего разместятся Художественный музей, выставочные галереи, художественные мастерские и учебная студия. Здание Окружного суда идеально подходит под музей города Благовещенска. Высокие потолки, просторные залы идеально вместят предметы и артефакты представляющие все вехи истории нашего удивительного города. Напомним, что Благовещенск на фоне Хабаровска и Владивостока не имеет ни художественного, ни городского музея. Почему?

Второе. Реализация проекта Графский квартал, где силами частных инвесторов может появиться историческая зона (опять таки напротив Окружного суда, он же мог быть Городским музеем) с небольшими частными музеями (самовара, купечества, почтовых карточек, советской эпохи и так далее), студиями ремесленников, зелёной парковой зоной и несколькими кафе.

Третье. Восстановить часовню на Вознесенском кладбище, вернуть памятник купца Доенина на место и восстановить памятник дворянину Набокову.

Четвертое. Создать скульптурную композицию семье Чепуриных. Они является символами прогрессивности нашего города, большим амбиций и надежд. Их славная история уместиться лишь в книге.

В завершение мы бы установили в Верхнеблаговещенске памятник жертвам июля 1900 года.

Но достойных имён в истории города множество - это и Касьянов, и Великий князь Алексей Александрович, и сатирик Чудаков, и Бабинцевы и многие другие.

- Первостепенный проект, над которым вы сейчас работаете?

Самый главный проект - Вознесенское кладбище. Много скандалов, угроз, много зла было от некоторых людей из власти. Но мы его завершим. Проект замечательный, фундаментальный - сколько благовещенцы узнали об истории города и его людях!

У нас есть мечта - открыть Городской музей, как предлагали администрации выделить здание дома Бабинцевой на Ленина-Пионерской, и создать музей Благовещенска. Силами общественности, коллекционеров мы могли бы сформировать фонды. Мы даже зареклись сделать его лучшим на Дальнем Востоке по наполненности, но к сожалению, городу это пока не интересно. И к губернатору обращались с просьбой предоставить помещения под небольшие частные музеи, тоже нет результата. А мы бы фонды сформировали бесплатно.

Второй музей - почтовых карточек. Руслан мечтает о музее советского периода, пропаганды- мозаика, чеканка, агитационные плакаты. Маленькие музеи по специфическим темам могут быть. У Александра большая коллекция автографов, живописи. А какие уникальные коллекции икон, самоваров, живописи, античности, оружия, наград, монет, этники созданы и хранятся в частных собраниях! Вы просто не представляет. И почти никто это не видит. Никто. Но подавляющее большинство готовы это выставлять. Знаем что сейчас проектируется большой Конгресс-Холл на Золотой миле. Можно было спроектировать 2-3 тысячи квадратных метров под такой аналог фудкортов, только под музеи, выставки, интерактивные выставки. Вы пришли в одно место, а здесь 20, 30 различных исторических, культурных и творческих площадок! Так Благовещенск прославится на всю Россию!

- Ваши фильмы - отдельная тема. Получается, вы документируете историю. Это такие путевые заметки или будет сериал, объединенный одной идеей?

- Мы доверились и согласились с Андреем Саржиным, чтобы не следует повторять существующие форматы видеопрограмма. Мы переполнены исторической информацией, но он просил не перегружать контент. Но при этом дал нам возможность показывать свои эмоции, быть собою - такие реальные съемки. Нам удалось побывать в чуринских подвалах, в башенках на бывшем чуринском универмаге. А пролет над благовещенской духовной семинарией - это же Петергоф, усадьба в лесу!

Вместе мы создали более 40 фильмов и сюжетов о зданиях, истории и людях. Уникальные видео кадры пролетов или помещений чердаков, зданий, которые обыватель самостоятельно не сможет увидеть уже стали историей нашего города.

- Вы мобильны, путешествуете по архивам и городам. У вас уже наладились связи по всей стране, в краеведческом и коллекционном мире есть имя, каждый из команды очень яркий - не было ли соблазна переехать в большой город и там продолжить дело?

- Соблазн переезда есть у всей команды, Максим Битяк уже переехал по работе в Москву. Александр Федоров через год-два переедет в небольшой город на Кавказе, он уже перевез туда имущество и временно здесь на работе. Руслан мечтает об открытии большого магазина в Питере. Я тоже не вижу своего профессионального развития в Благовещенске. Проект «Амурские отголоски» рано или поздно будет завершен, любой проект имеет жизненный цикл. Возможно, кто-то подхватит этот явление, будет несколько новых составов. Поэтому для нас ценно и важно отмечать каждый год существования нашего проекта.

- «Амурские отголоски», безусловно, это уже какое-то городское движение. Хотя границами города тоже вряд ли вас можно ограничить. Как вам помогают люди восстанавливать историю?

- Горожанам хотим сказать слова огромной благодарности. Какими мы бы не были смелыми, дерзкими и самодостаточными, нас бы надолго не хватило, без их поддержки и вдохновляющих слов благодарности. Если бы мы все писали под сукно, мы бы не прожили и полугода, быть для людей и получать от них отзывы - это новая ступень служения. Мы ходим в музеи, архивы, в экспедиции. Благодарны за то, что люди пускают в свои дома, открывают чердаки, передают артефакты, делятся информацией. «Амурские отголоски» - это уже городское движение, у нас всегда истории с продолжением. Появляются потомки с фотографиями дореволюционного Благовещенска, Левашовых - это же потрясающе!

Радует, что к теме подключаются сообщества и даже бизнес. Наши близкие по духу и делами партнеры «Народный музей», «Школа народного экскурсовода», команда проекта «Амурская генеалогия», историки, недавно МТС сделал отличный проект «Городские легенды», потом Амурская общественная организация «Открытое сердце» при содействии Центра краеведческих и музейных инициатив «Народный музей А. В. Кириллова» и муниципальной библиотеки «Центральная» создала прекрасный автобусный аудиогид на маршруте «Кольцо» «Пассажирско-транспортной компании» «Кольцо времени». Все это работает и разжигает интерес к краеведению, формируя здоровое, образованное общество и туристистическую привлекательность Благовещенска.

Нам не хватает людей в команде, особенно с психотипом «контролёра», который мог бы нас делать быстрее, эффективнее, системнее. Мы в большей степени творческие. Нам не хватает соратников, которые могли бы взять на себя новые проекты. У нас отработаны и отчасти собраны средства на экспедицию по поискам канонерской лодки с золотом «Орочанин». Мы знаем примерный маршрут, где надо копать, нырять.

Есть еще мечта пройти на пароходе из Сретенска до Благовещенска и сравнить свои впечатления с чеховскими. Очень много всего, и многое свершится, верьте нам!