https://www.amur.life/news/2021/11/08/vystavka-sovriska-s-morya-na-rechku-otchalivaet-iz-blagoveschenska-ekskursiya-na-dorozhku

Выставка совриска «С моря — на речку» отчаливает из Благовещенска. Amur.life приглашает посмотреть «на дорожку»

8 ноября 2021, 14:45

«Шкодная» - самое подходящее слово, которым можно описать эту яркую, местами хулиганскую, но при этом обязательно умную выставку современного искусства. Свежий ветер, свобода без оглядки на чье-то мнение - чистый совриск, эта «С моря — на речку». Кто успел с 7 октября по 7 ноября - унес роскошное послевкусие, кто не успел - смотрите, и не говорите, что вы не видели.

Этой выставки не могло не случиться

Эти картины раздвигают границы сознания и скрывают на одном полотне намного больше сцен, чем кажется на первый взгляд - в этом суть современного искусства. Подчеркнутый уход от чистого реализма. Не только картины. Живопись, графика, скульптуры - в общей сложности, больше 120 работ от 20 приморских и амурских художников. Погребняк, Тушкин, Подскочин и другие с моря, Савченко, Рыбак, Гассан и другие «другие» - с речки. Чтобы не спровоцировать у посетителей эмоциональный «инфаркт», выставочный зал сразу все не выставлял. В ноябре экспозицию обновили, и подсевшие на совриск «река-море» в первый раз, пришли еще и во второй.

А родилась идея спонтанно в прошлом году. Когда благовещенка Евгения Зотова, совершая ежегодный культурный променад по музеям, галереям и театра Владивостока, заодно навещая во Владивостоке бывших однокашников из Дальневосточного государственного института искусств, задумала посвятить амурчан в плотный трафик приморских выставок-художников-музеев, показать все многообразие, которое так привлекает туристов. Ныне экскурсовод выставочного зала Евгения Зотова побывала в музее современного искусства «Артэтаж». Галерея известна с 1990 года и с тех пор является одной из самых деятельных и притягательных для творческих людей Владивостока и не только. Признается: с основателем музея Александром Городним говорили много, и договорились.

«Я езжу во Владивосток за глотком этого свежего воздуха, а тут выяснилось, что могу привезти все это богатство к нам, в Благовещенск! Там очень интересные мастера, каждый может составить отдельную «вкусную» выставку, с самыми различными гранями. Название пришло сразу - «С моря — на речку», а как еще?» - рассказала автор проекта Евгения Зотова.

«У вас Амур-река, у нас море и Амурский залив. Мне хочется поблагодарить Амурский областной краеведческий музей, и куратора выставки Евгению Зотову, за весь этот энтузиазм. Надеюсь, выставку увидело максимальное количество умных, ищущих людей. Мне хочется пожелать, чтобы благовещенские люди почаще приезжали во Владивосток, бывали в «Артэтаже». И благовещенских художников тоже было бы интересно у нас увидеть», - отметил Александр Иванович Городний.

Были еще ценные советы и рекомендации от Алены Даценко, директора Приморской государственной картинной галереи. Для реализации идеи Ассоциации творческих работников Амурской области был выделен грант министерства культуры и национальной политики Амурской области. Но она в любом случае была на октябрь этого года еще зимой запланирована. В мае случился грант. Все сошлось.

От первого лица. Пост-экскурсия от куратора Евгении Зотовой

«Удивительное ощущение от этой выставки. Единожды посмотрев на работы приморцев, в следующий раз не ошибешься с фамилией автора. Погребняк, Тушкин, Кротов, Меренков, Аксенов, Подскочин и Козьмина, Зинатулина, Злотников…

Самая моя любимая картина - из творчества Сергея Меренкова - «Лунная соната». Потому что любимый Бетховен, потому что про меня. Так посмотреть - человек и собака воют на луну. Кто-то из посетителей сказал, что нельзя такую картину дома держать, она депрессивная. Но это же не депрессия, это самоирония! Такой замечательный стеб. Это поем мы так! (смеется. - Прим. авт.).

Творчество Меренкова - метафорично, это работа с пословицами и поговорками, с фольклором, с психотипами. Когда читаешь названия картин, понимаешь, что все не просто так. Например, «Баба-ягодка», второе название- «Гады годы». Всё, не надо ничего объяснять!

Великими композиторами назвала одна амурская художница Олега Подскочина и Николая Савченко. Представляете, как емко? Такие глубокие по смыслам и образам «Пустые доспехи» и «Вслед за Посейдоном» одного и «Лунный свет», «Чердак» и «Мысли вслух» другого. Кстати, вторая часть диптиха «Пустые доспехи» вдохновила нашего знаменитого оратора и шоумена Макса Радмана на удивительно проникновенное поэтическое творение.

Да, теперь амурчане. Наш Николай Савченко - тоже невозможной глубины человек и художник. У него представлено на выставке два направления работ: живопись и контрфактура. Последняя - его запатентованная авторская методика. Она заключается в особенном нанесении слоев краски, которые потом процарапываются и из-под низа выходят другие. Подобная техника есть у керамистов - сграффито.

Работы Александра Гассана - это для меня отдельная вселенная. Он отметит юбилей 10 ноября у нас в выставочном зале. В течение месяца посетители увидят Гассана-иконописца, мозаичиста, музыканта, мультимедийного художника, потому что он монтирует потрясающие, космические фильмы. Я его называю мультиинструменталистом. Будет представлена коллекция редких и экзотических инструментов. Все уважающие себя творческие, разносторонние люди просто обязаны прийти и увидеть все это. Прочувствовать и открыть в себе новое. Такое — точно открывает.

Наш прекрасный график Николай Рыбак. Оставил, между прочим, свой след в… на улицах Владивостока, он его буквально изрисовал, да! Стрит-арт, граффити в составе творческой группы небезызвестного художника Паши Шугурова. Урбанистика – горячая тема. На выставке представлены футуристические эскизы районов и микрорайонов.

Владивосток. Лидия Козьмина — одна из юбиляров, она представила три работы, все они с китайским колоритом. Много лет они вместе с Олегом Подскочиным прожили в Хэйхэ, и она, как художник, схватила суть Востока. Мне нравится все у нее: и «Ослик и его хозяин», и «Китайский сувенир», и «Все песни о любви». В «Китайском сувенире» показаны, наверное, все «символы» Китая - все, что мы обычно оттуда везем. Лидия Козьмина - очень хорошо упакованный технически художник, мастер с большой буквы. Картины хочется долго и подробно рассматривать: каждый завиток, каждый штрих, настолько у нее мелкая техника, тщательная прорисовка. Все какое-то живое, текстурное, все хочется разглядывать. Видно, что это тщательно выписанные вещи. В «Китайском сувенире» некоторые видят что-то от Сальвадора Дали.

Юрий Аксенов - его бы я назвала графическим певцом Владивостока. У него фантастическая графика. Все его работы, которые были представлены на выставке, кисти, карандаша Аксенова - про приморский город. Юрий Алексеевич из Тюмени, но большую часть жизни прожил здесь, и его творчество - признание любви к городу. Сам художник характеризует свое творчество как мистический реализм. Вот работа «Город у моря. Ночи богемы».

Можно представить себе Владивосток начала XX века - с его злачными местами. Торговый, свободный порт Владивосток - он таким и остается, город открытых, свободных людей. В его работе об этом говорят афиши, причем часть из них вернулись уже в наше время. На картине мы видим вывески «Чурин», «Не рыдай». Это все реальные исторические аншлаги. Во Владивостоке было кабаре «Не рыдай», сейчас это столовая «Не рыдай», она находится в отеле «Версаль», не так давно восстановили. Замечательно, не правда ли? «Версаль» - знаменитая гостиница, в советское время ее переименовали в «Челюскин». Лет 25 назад, когда пошло возвращение названий улиц и объектов, владивостокцы вернули названия. Они смогли восстановить интерьеры! В этом плане Владивосток более прогрессивен в своей аутентичности, мы вот, насколько я знаю, ни одной улице Благовещенска не вернули историческое название.

Один из самых ярких художников - Владимир Погребняк. Его человечков ни с чем не перепутать. Такое наивное искусство, прекрасное, легкое, смелое, жизненное. Сам он называет свой стиль «душевный неопримитивизм». В Приморской государственной картинной галерее до 21 ноября работает его выставка «Не гогай мою гогу», это такой перевод с детского «не трогай мою ногу», там свои смыслы, которые дали название этой персоналке. Она приурочена к его юбилею.

А это Рюрик Тушкин. Его уже нет, но он оставил после себя большое наследие. Я была в мастерской художника во Владивостоке, хранитель - его дочь, Татьяна Тушкина. Очень интересная, увлеченная женщина. Мастерская находится в мансарде на Фокина, это местный «Арбат», очень атмосферно там, и много-много картин. И она сама признается, что до сих пор делает открытия в работах своего отца.

Например, на одной картине он изображен в белом медицинском халате (он всю жизнь проработал в Тихоокеанском военном госпитале во Владивостоке) и как бы играет на гармони. А когда присмотрелись - это не гармонь, а книги! Интересно, что в творчестве Рюрика Тушкина главенствуют автопортреты, в том числе двойные и раздвоенные. Например, «Внутренний мир», это совершенно сюрреалистическое полотно, этакая матрешка. Почему автопортреты? Он говорил так, что может в этом формате свободно работать с фактурами и смыслами. Сам над собой он может сколько угодно смеяться или рассказывать с сарказмом. И еще одна фишка Тушкина - кубик Рубика. Во многих работах обязательно присутствует любимые Рюриком Васильевичем символ христианства - рыба. Рыбы на его картинах могут летать, плавать, только не ходят, наверное. Столетие художника будет через три года, памятная дата. Подробнее о творчестве и работах можно узнать на сайте художника.

Одна из самых особенных работ - «Заброшенный завод» Анатолия Ивановича Кротова. Он написал ее два года назад, в 81-летнем возрасте, представляете! Яркая, брызжущая, молодежная работа. Анатолий Иванович обозначает свой стиль как ассоциативная живопись, неосюрреализм. Этакий привет от Кандинского и Миро, да. В творчестве Кротова сразу видно мастерство, профессиональное ремесло - он выпускник Строгановки, это его высшее образование в московском художественном училище после владивостокского. Он скульптор, это чувствуется в его работах - форма, объем.

На выставке можно было ознакомиться с каталогами, книгами, буклетами и календарями по творчеству Подскочина, Козьминой, Погребняка, Тушкина, Кротова.

Работ много, все достойные, мы их долго собирали и отбирали строго. И все они, вся эта выставка приморских художников, думаю, для Благовещенска стала неким откровением. А что так можно было? (смеется. - Прим.авт.).

Много отзывов в книге выставочного зала. Мы видели на нашей выставке много разных людей, были и те, кто никогда не был в выставочном зале, были иногородние. Просто любопытствующие и специалисты. Мы много беседовали, развивали темы и спорили! Современное искусство предполагает думать, это руководство к действию - прежде всего, предложение понять самого себя. Выйти наружу и осмотреться. И вот это взаимодействие с этой «наружей», с другими «эго» - это особая химия, это настоящее.