https://www.amur.life/archive/2020/03/02/film-lel-2

«Лед-2»: почему фильм приурочили ко Дню всех влюбленных, непонятно

2 марта 2020, 12:18

Сиквелам легко собрать кассу за счет успеха первофильма. А вот состязаться с ним в качестве – гораздо сложнее. Не всем дано быть «Терминатором-2». И вот на эту скользкую дорожку вступили российские киноделы, выпустив в прокат продолжение «Льда». Ровно через год, и снова 14 февраля. Интересно, франшиза «Льда» решила захватить Валентинов день, как ранее это сделали «Елки» с Новым годом?

Второму «Льду» было особенно сложно. У первого фильма как-никак топовая история, пусть шаблонная и странно поданная. Классика, которую ничто не убьет: героиня с трудной судьбой, героическое селфмэйдменство, трагедия, падение и возрождение из пепла. А еще любовная история, слепленная из «Красавицы и чудовища» и «Гадкого утенка». Дамы рыдают, у кавалеров бурлит кровь – что это может переплюнуть?

Продюсеры, видимо, тоже понимали, что сделать еще один похожий фильм про сказочную любовь – это, в любом случае, сделать шаг назад. И поэтому решили радикально изменить вектор истории. Главная героиня первого фильма – фигуристка Надежда с нелегкой судьбой – выпиливается в первые 10-15 минут картины. Тоже максимально трагично, так что персонаж остается верным себе до последнего вздоха (простите мне эту иронию, но я не сильно поверил в трагизм первого фильма). И весь дальнейший сюжет крутится вокруг совершенно новой темы: взаимоотношений отца и дочери.

Возможно, как раз для обновления сменили режиссера фильма. Вторую часть «Льда» снимает Жора Крыжовников. К его фильмам зрители относятся неоднозначно, но, надо признать, что в его работах есть «мясо», этот режиссер способен на смелые решения. Оправдалась ли замена? И да, и нет.

Начнем с того, что смена темы со «сказочной всепобеждающей любви» на историю сложных взаимоотношений между отцом и дочерью – это уход от трендов, вхождение в малоисследованную область. И это бесспорный плюс сиквела. Хорошо ли раскрыта новая тема? Я бы сказал, интересно. Мне вообще сложно оценивать этот момент, потому что для меня тема пап и дочек в кино – это остроличная тема, где я перестаю думать мозгом и начинаю эмоционировать. Я – стопроцентная целевая аудитория второго «Льда», ровно та блондиночка, мечтающая о сияющем принце, попавшая на первые «Сумерки».

Меня бесспорно зацепило. Подключая остатки разума хочу добавить, что в истории есть не только розовые сопли с целованием пяточек и трагизм «папа остался один на один с ребенком».

Сценаристы исследуют целый ряд проблем взаимоотношений. В частности, говорится о том, что чрезмерная родительская любовь – тоже зло. Она подавляет ребенка, делает его заложником этой любви. Да что там! Даже сложный вопрос о ювенальной юстиции со всеми вытекающими в фильме подняли – это уже поднимает драму личностную до драмы социальной.

Из-за смерти Надежды теперь на первый план выходит молодой отец Горин. Перевод Александра Петрова в единоличные примы логичный и оправданный. Все-таки Аглая Тарасова, на мой взгляд, не ахти какая актриса, и именно Петров в первой части тащил на себе химию и драму. Но с другой стороны, во второй части почти не стало шебутного хоккеиста Горина. Это обычный стандартный Петров, которого мы видели… Господи, где мы только его не видели!

Не слишком ли много Петрова, друзья? Кажется, он играет везде. Сейчас в прокате сразу два фильма, в которых играет вездесущий Петров. Что это за моровые поветрия у нас в кино? И именно с мужчинами-актерами. Помню, было время, когда в каждый фильм брали играть Гошу Куценко. Нужно признать, что все-таки он актер широкого актерского диапазона: и негодяем может быть, и героем. И комиком, и трагиком. Потом началась эпоха Козловского. Артист с не столь широкой палитрой, но какая фактура! Можно понять. А теперь вот Петров. Хороший актер. Но такой однотипный. В чем секрет его успеха? В том, что простому мужику легко себя ассоциировать с Петровым? С красавчиком Козловским – трудно, с Куценко – не хочется. А с простым и приятным парнем из соседнего подъезда Петровым – легко?

Остановитесь! Я не хочу видеть актера, я хочу видеть героя. А когда Петров в каждом третьем фильме, он для меня уже не персонаж, а именно вездесущий актер.

Раз уж заговорили о касте, коснемся и остальных. «Дочка» Виталия Корниенко (да, Виталия – не спрашивайте, я не знаю, за что ее так родители) – сыграла убедительно, и сегодня это уже огромное достижение для детской роли.

Мария Аронова восхитительна, как всегда. Дочь Никиты «Бесогона» Надежда Михалкова играет скромно, звезд с неба не хватает, но образ у нее располагающий. Ах, ну и, конечно, главный алкаш всех фильмов Жоры Крыжовникова – Сергей Лавыгин – здесь тоже пьет. Плюс у него две отличные комедийные сцены в фильме.

Черный юмор Крыжовникова пролез и в эту драму. И режиссер (а еще он со-сценарист) ловко вплетает смешные моменты в грустную историю. В этом он всегда был неплох. Как я уже говорил, Крыжовников, с одной стороны, смог удивить, с другой – нет. Дело в том, что «Лед-2», несмотря на радикальную смену сюжета, умудрился полностью остаться в фарватере первого фильма.

Во-первых, сохранилась странная структура полумюзикла. В первом «Льде» это выглядело дико: катится себе обычный фильм, который вдруг обрывается клипом. У мюзикла имеются свои законы восприятия, и там музыкальные номера уместны. Но здесь это выглядело инородным. Крыжовников продолжил впихивание музыкальных номеров, но смог их сделать органичнее и – чего я не ожидал от этого режиссера – художественнее. Музыкальные номера в ЗАГСе и «песня» Ароновой – это очень красиво. «Клипы» ни разу не вставляли в самые драматические моменты, и – спасибо за это. Обычно они появлялись там, где нужно показать ретроспективу (папа учится ухаживать за дочкой, папа и дочь добиваются успеха на льду), а такие сцены и в обычных фильмах нередко показывают клиповой нарезкой под музыку. Так что сойдет.

Во-вторых, сценарий умудрился полностью повторить ходы первого фильма. Как? А вот так! Герой Петрова в кульминации делает со своей дочкой ровно то, что сделал с Надей. Точно так же ситуация копируется в финале. Я знаю, зачем сценаристы, радикально перелопатив всю историю, решили ее так зарефренить – видимо, это не баг, а фича. А, может быть, просто есть проверенные рецепты, и авторам лениво было искать что-то новое.

В итоге, лично мне драма второго «Льда» показалась гораздо более убедительной, менее заезженной и менее шаблонной. Каст успешный, хотя Петров задолбал. По картинке: фигурнокатальные сцены по-прежнему с дублерами и в полумраке, зато хоккейные сцены сняты смачно. Умеем мы хоккей снимать! Клипы, вставленные в фильм, раздражают гораздо меньше, чем в первой части, но мне до сих пор непонятно это упорство по их запихиванию.

Почему такой фильм упорно поставили на 14 февраля, непонятно. Любовная линия в фильме есть, но она настолько на заднем плане, что ко Дню влюбленных не привяжешь. Кстати, она тоже калькирована с первого фильма! Там Надежда выбирала между успешным козлом и простым надежным парнем. А здесь Горин выбирал между успешной сукой и простым надежным соцработником.

И самое последнее: клянусь, я слышал, как в фильме герой Петрова кричит: «Порвите их! За себя и за Сашку!». Это что же получается: во вселенной фильма «Лед» есть фильм «Движение вверх» (цитата оттуда)? Или даже есть Бэдкомедиан, который превратил эту реплику в мем? И герой Петрова смотрит выпуски Бэдкомедиана…

Вот если бы Горин сказал фразу: «Ну вы помните Руса» – это была бы вообще бомба! Герой Петрова говорит фразу-мем, которую в другом фильме говорит еще один герой Петрова!

Да от такого напряжения пространственно-временного континуума Вселенная бы схлопнулась!