https://www.amur.life/archive/2019/12/20/zvezdnye-voyny-9-nadeyus-tochka

«Звездные войны–9». Надеюсь, точка

20 декабря 2019, 10:49

Слишком длинные названия стали в последние годы у блокбастеров: слова, номера, разные знаки пунктуации. Обычно, они нужны лишь для того, чтобы мы заценили бэкграунд и пошли отдавать в кассу свои кровные исключительно ради него. А за длинными названиями фильмов часто скрывается пустота. Мне по душе стали короткие: «Лето», «Сторож», «Ирландец»… «Джокер», наконец. И уж, конечно – после четырех лет мучений с возрожденной «Диснеем» франшизой – меньше всего надежды было на фильм с названием в целую строчку: «Звездные войны: Эпизод 9 – Скайуокер. Восход».

Нет, конечно, до последнего в голове сидела по-детски наивная мысль: сяду в кинозале, а мне вдруг как выдадут шедевр! И я умоюсь слезами и прощу им всё. Увы, седьмая и восьмая части надежно загнали франшизу в разряд аттракциона спецэффектов, и вытащить ее оттуда невозможно. Даже если бы «Дисней» и пытался. Однако и расписывать гневные возмущения на три страницы я тоже не буду.

Девятые «Звездные войны» оказались сносным фильмом. Однозначно лучшим в последней трилогии. Стало видно, что замена в режиссерском кресле Абрамса на Райана Джонсона была ошибкой. И теперь, когда Джей Джей вернулся, фильму вернулся некий дух Star Wars. Скажу больше: «девятка» снята так, словно восьмой части и не было! Серьезно, ее вполне можно смотреть после восьмой – и не будет ни малейшего ощущения потери информации. Просто сообщить в желтых титрах, что Сноук и Люк уже умерли – там всё равно столько событий описывают, которые мы не видим!

Кино однозначно понравится случайному зрителю: прекрасная графика, отличные фантастические миры, огромное количество разнообразного экшна: в космосе и на разных планетах. В этом «Дисней» всегда был силен. Фехтовальные поединки мне по-прежнему не нравятся, лукасовские приквелы делали это на порядок зрелищнее. Но драмы и графона везде столько, что оценивать топорное владение мечами Рэй и Рена некогда. В сюжете сторонний зритель мало что поймет. Но поймет главное: где плохие, а где хорошие, и за кого надо болеть. Ну, а то, что детали сюжета пройдут мимо его понимания, так это только во благо. Здесь, как нигде, работает поговорка: меньше знаешь, крепче спишь.

Для поклонников франшизы Джей Джей Абрамс тоже расстарался. Ради ностальгии в фильм затащили всех, кого можно: живых и мертвых (как героев, так и актеров). С нами снова Лея в исполнении покойной Фишер (создатели уверяют, что на этот раз не делали электронную Кэрри, а использовали архивные записи, но сейчас такой уровень графония, что не проверишь), снова Чуи, почивший Люк, непочивший Палпатин, ненужный для сюжета Ландо, вся линейка роботов от олдовых, но совсем новеньких. Никаких спойлеров – все они указаны в открытых списках ролей! Даже Хана Соло вытащили, хотя его почему-то в списке ролей не указали. При обилии новых миров, герои попрыгают по пескам Татуина, дебрям Эндора и даже развалинам Звезды Смерти 2.0. В общем, кто за ностальгией – в очередь!

Среди новичков можно выделить По. К третьему фильму герой, наконец, оброс «плотью». Мы получили и его прошлое, и личностный рост, и романтический интерес. А вот Финн – разочарование трилогии. При обилии экранного времени он так и остался непонятно кем с одной идеей-фикс «Беспокоюсь за Рэй». Почему беспокоится? Чего ты вообще по жизни хочешь? Если девятый фильм – это точка, то Финн – однозначно слитый персонаж. Афроамериканцам впору обидеться и устроить травлю «Диснею». Гораздо более нагло слили и «китаянку» Роуз из восьмой части, оставив ей десяток реплик в массовке. Видимо, не те рейтинги были. Маркетинг во плоти.

При этом в фильм накидали пачку новых героев. Я понимаю, нужен фон. Но зачем в фильм взяли Доминика Монахена (Мерри из «Властелина колец»), Грега Гранберга (коп-телепат из сериала «Герои»)? У каждого по пять реплик, но их упорно пихают на крупные планы. Хотя, они не делают ничего для истории! Возможно, здесь сработали монтажные ножницы, и у ребят были свои яркие истории? Неизвестно.

В девятом фильме Абрамс, наконец-то, выдал цельную историю, а не хаотичную беготню по планетам-казино и тому подобное. Не ахти какая история, конечно: Рэй и компания прыгают от наводки к наводке, дабы найти источник всего зла и одним ударом его грохнуть (в голливудском кинопроме добро не умеет побеждать иными способами). История концептуально проста, но с другой стороны, для формата «Звездных войн» она очень подходящая. Главное, насытить ее достойным содержанием.

И вот тут у авторов сценария, коих указано аж пять штук во главе с Джей Джеем, начались трудности. Весь ход фильма стал похож на прохождение квест-комнаты. Самой дорогой квест-комнаты в далекой-далекой галактике. Нас не мучили длинным прологом, Рэй очень быстро нашла для себя цель – и понеслось! Ключ – переход в новую локацию, новый ключ – переход в новую локацию. В каждой локации у компании возникают трудности, но поблизости обязательно окажется красивый куст, в котором ждет-дожидается свежераспакованный рояль. Игры в «дедушку Фураха» тоже имеют место. Приключенцы периодически оказываются перед непонятной ситуацией: стоят два стула, на одном пики точены, на другом – 18+... И стоит найти правильное решение, как тут же появляется спасение. Вот тут же! Надо ли говорить, что всегда герои находят верное решение. И вообще, не волнуйтесь: как бы плохо и трудно ни было – всех спасет Мэри Сью Рэй! Пределов ее силе нет. Когда нужно, девушка врубает режим бога – и квест-компания спокойно проходит в следующую комнату. У меня уже полстраницы вопросов к конкретным сюжетным ходам. Но озвучить их мне не позволяет Кодекс Антиспойлерщика.

Сценаристы пытались спасти сюжет твистами. Увы, главный из них – происхождение Рэй – фанаты вскрыли и обсудили еще после седьмой части. А вот твист с предателем в Первом ордене, если не удивил, то порадовал. Вообще, в фильме я насчитал ровно три шутки: про оптимизм, «она и с нами так делает?» и про шпиона. И эти шутки хороши. Больше либо не было, либо я не опознал в этом юмор.

Но самое сладкое на десерт. Сюжет девятой части во многом спасают сложные и противоречивые отношения между Рэй и Реном. То, что китайский даос назвал бы Инь и Ян, а истинный гегельянец или марксист – диалектикой. Действительно, уже в седьмом фильме юная джедайка и страховидный ситх переросли примитивный уровень конфликта: «Я тебя убью, нет, я тебя убью». Они не банальные враги, они соперники, черпающие могущество из общего корня, но оказавшиеся по разные стороны баррикад. В следующем фильме, этот конфликт усложняется, возникает та непонятная связь между героями, когда они могут чувствовать друг друга рядом, находясь на разных концах далекой-далекой галактики. Уфф, даже звучит романтично! Девятый фильм доводит эту связь до крещендо… которая финализируется лично для меня разочаровывающе. Но это уже область спойлеров, а в ней кинокритики долго не живут.

Что тут сказать, образы яркие, актеры играют шикарно. У меня нет ни малейших претензий к игре Дэйзи Ридли. Она прекрасно изобразила романтичную идеалистку. Её персонаж – пассионарий и харизматик, тут не предъявишь. Губит образ Рэй лишь сценарий, дающий ей в потенциале божественное всемогущество. Может ли бог создать камень, который не сможет поднять? Поверьте, в случае с Рэй этот парадокс сценаристы решат пятью способами. Она сможет и создать, и поднять, и опустить на голову, кому надо!

А вот образ Кайло Рена – это лучшее, что смогла создать новая трилогия. Трудно поверить, но ведь все плевались, когда впервые видели лицо Адама Драйвера по маской Рена. Признаться, плевался и я. Обиженный на всех истерик с лицом состарившегося подростка, которому не дают. Уже потом я подумал, что это неплохой ход. Начинать арку персонажа с дна всегда интереснее, ему есть куда расти по ходу сюжета (в отличие от богоподобной Мэри Сью Рэй, которая сразу пробила все сценарные потолки). Но я и не думал, каким Кайло Рен будет сложным и органичным. Он не злодей. Он просто выбрал темную сторону Силы. Глупо ставить знак равенства между Тьмой и Злом. Это просто разные ценности, разные подходы к деятельности. И Рен упорно стремится убедить неистовую мусорщицу понять и принять его сторону. Он терпелив и даже немного потакает ей. Он может быть невероятно расчетливым, но готов быть и искренним.

Кайло Рен – отличный… не злодей даже, а антигерой, трикстер. Адам Драйвер, начал путь с дичайшего всеобщего хейта, но смог (не без помощи сценаристов) переломить общее впечатление и заставить уважать своего персонажа. Возможно, именно поэтому завершение его арки мне кажется безумно красивым, но неубедительным. Его линия судьбы приравнялась к линии судьбы раненой дикой подземной змеи (кто посмотрит девятую «серию», тот поймет). Очень жаль.

Но ведь это же «Звездные войны». Они должны закончиться хэппи-эндом. И он будет. Я не понимаю, откуда все эти первые ордена и ситхи находят ресурсы для создания бесчисленных армад, но нас ждет новая супермасштабная финальная битва, целиком стыренная из последних «Мстителей». Апогей снова вызывает уйму вопросов, но он драматичен до невозможности.

Затем: победа.

Ликование.

Лирический эпилог.

Точка.

Надеюсь, окончательная. Оставьте уже «Звездные войны» прошлому.