https://www.amur.life/news/2021/06/06/stavka-na-krasnoe-v-amurskom-teatre-dramy-postavili-gogolevskih-igrokov

Ставка на красное. В Амурском театре драмы поставили гоголевских «Игроков»

6 июня 2021, 21:44

Амурский театр драмы представил премьеру – спектакль «Игроки» по пьесе Гоголя. Это работа московского режиссера Дениса Малютина. Комедия, родившаяся почти 180 лет назад, трансформировалась на амурской сцене в историю современного неонового казино, в котором слышится причудливый говор полуторавековой давности. Все купается в инфернальном красном, и еще эти незабываемые мефистофелевские зрачки трактирного слуги… Amur.life готов поделиться впечатлениями.

Вечно под боком отыщется плут, который тебя переплутует – эта правда жизни царской России 1820-1840 годов, когда картежные игры стали повсеместным явлением, особенно в высших и средних слоях общества, и многие выбрали шулерство полулегальным видом заработка! Даже в Благовещенске дореволюционные газеты прямо писали: за неимением множества развлечений горожане проводили вечера за картами или фантами. Шулер Ихарев у Гоголя прямо говорит об этом: «Всякий или проигрался, или намерен проиграться».

Картежная игра – психология и скорость. Амурские театралы помнят, что на это в 2017 году поставил московский режиссер Вячеслав Тыщук, в чьей постановке на фестивале кино и театра «Амурская осень» «Игроки» стали лучшим спектаклем. Другой московский режиссер – Дмитрий Малютин в Амурском театре драмы поставил еще и на цвет – на красное до инфернальности. В спектакле все сжигающе-красное, засасывающее черное и серое – холодный металл. Стильная манера, как у Виктюка.

«Этот спектакль очень стильный. Если у нас обычно какая-нибудь классика, идет правда жизни в костюмах, декорациях. Здесь же вместо стола – куб, оформление комнаты – иллюзия. Костюмы, расшитые местами, как у джокеров», – рассказал Максим Червяков.

«Всё это – художник Николай Чернышев. Поскольку все творчество Гоголя пронизано мистическими вещами, мы решили создать наше инфернальное пространство. Мы максимально ушли от быта, это не нужно. Все ссылками. И у каждого героя появилась хорошая игровая зона, в которой он может проявиться», – рассмеялся режиссер Денис Малютин.

Про игровые зоны – верно. Трактирные слуги (Юрий Егоров и Ян Демидов) играют свою роль на металлических конструкциях, откуда можно подсматривать за игрой. Троица шулеров (Максим Клепалов, Никита Жидовленко, Максим Червяков) и главный герой Ихарев (Ярослав Шевченко) живут вокруг игорного стола. На самом деле это красный куб, который постоянно трансформируется и однажды даже становится сценой для нимфы – королевской крапленой колоды Аделаиды Ивановны. Ее выход – словно отдельный номер в кабаре.

У молодого актера Яна Демидова и вовсе инфернальный вид: на спектаклях он использует линзы, которые делают глаза либо абсолютно черными, либо только с узким черным зрачком – и колючий взгляд приковывает внимание зрителей.

Таким же притягательным становится Ярослав Шевченко, когда заглядывает в заветный сундучок, где лежат меченые карты. А еще в спектакле есть очень органично вплетенная песня «Ехали на тройке». Все эти находки рождались на амурской сцене – у режиссера «Игроки» случились впервые.

«Я давно хотел. У меня большое портофлио, но случилось это только здесь. Мне позвонила Татьяна Федоровна Бедина, попросила классику. Я подумал про "Игроков", – рассказал Денис Малютин. – Гоголь – гений. Это жизнь человеческого духа, и она развивается очень похоже и тогда, и сейчас. Зависимость, которая мешает жить. У Гоголя написано с юмором, с иронией, но мысль одна – надо избавляться и изменить жизнь к лучшему».

«С режиссером работать было интересно: он знал, чего хочет, и мы были как петелька-крючочек. Диалогов и монологов много. Особенно гоголевский язык очень сложный – все эти неужели, однако ж, вот ведь, мол, значит. Порой все слова в предложении могут быть разделены запятыми. Это передает вихляющую манеру героя, но учить это непросто! К чести Дениса он максимально бережно сохранил гоголевский слог. Даже не стал убирать малоупотребимые слова», – рассказал актер, исполнитель роли Утешительного Максим Клепалов.

Для Максима Клепалова «Игроки» – некий гештальт. Двадцать лет назад он был выпускным в Дальневосточном государственном институте искусств, и надо же – Максим в нем играл ровно ту же роль – Утешительного. Главный «разводила» сейчас и тогда – люди разные, признается Максим.

«Заново учил роль, все забылось. Но уже другое осмысление – жизненный опыт! Гоголь – тема вечная. Не надо забывать, что существуют люди, которые обведут тебя вокруг пальца и не застыдятся», – рассказал Максим Клепалов.

«Да в этом-то и дело, что в риске-то есть главная добродетель. А не рискнуть, пожалуй, всякий может», – так обозначает в спектакле главную философию Утешительный. Вот, оказывается, о чем «Игроки»: не только о том, что вор у вора украл, это не походит на Гоголя, надо брать глубже. Философия такова: деньги дают свободу, способы их получения могут быть разными. И кто кого переплутует – это уже не обман, а чистое искусство.